
Паровозу 4-6-0 № 3 дороги Sierra Railroad довелось поучаствовать в бессчетном количестве фильмов, телепрограмм и рекламных роликов, включая такие известные, как вестерн «Ровно в полдень» (High Noon) 1952 года и телевизионный сериал «Маленький домик в прерии» (Little House on the Prairie) 1974-83 годов. Локомотив был построен в 1891 году в мастерских компании Rogers Locomotive Works в Паттерсоне, штат Нью-Джерси
С течением времени основные задачи 4-6-0 изменились. В 1870-х годах тяжелые грузы в горах перевозили уже локомотивы формулы 2-8-0. А 4-6-0 стали к тому времени локомотивами двойного назначения. И их продолжали строить в значительном количестве. Теперь им приходилось водить и грузовые, и пассажирские составы, главным образом, по равнине.
В следующем десятилетии – в 1880-х произошло дальнейшее укрупнение составов. И 4-6-0 тоже стали расти в размерах. Локомотивы последующих выпусков становились от раза к разу все крупнее. Особенно это было заметно в пассажирском сообщении. Так, к наступлению нового века New York Central и подконтрольные ей железные дороги получили партию больших 4-6-0 с ведущими колесами диаметром 80 дюймов. Они были объявлены самыми большими пассажирскими локомотивами в мире на момент своего создания.
У 4-6-0 раннего периода топка помещалась сверху рамы между ведущими колесами. Из-за относительно большого диаметра ведущих колес это было единственно возможное место для нее. И, естественно, размещение топки в столь узком пространстве и «принудительное» ограничение площади колосников отрицательно сказывались на мощности котла – его испарительной способности.
При увеличении веса грузовых поездов все острее становились потребность в локомотивах с большей площадью колосников, способных развивать большую мощность. И единственным способом увеличить топку могло быть ее размещение над ведущими колесами. Это решение оказалось эффективным, однако теперь уже большая ширина топки стала ограничивать предельный возможный диаметр ведущих колес, который не мог превышать 70 дюймов.
В результате 4-6-0 в грузовом варианте получили топку малой глубины с широкими колосниками, установленную выше задней ведущей оси. Компромисс, таким образом, был достигнут. Ten-Wheeler в своем новом воплощении зарекомендовал себя отличным грузовым локомотивом. Немаловажно, что тогда еще топливо подавалось вручную на всех типах паровозов. И 4-6-0 с их «мелкой» топкой в условиях малой интенсивности подачи топлива могли обеспечить хорошую полноту сгорания и нужный температурный режим.
Когда же появились стальные вагоны, а вместе с ними и потребность перевозить поезда еще большей длины и веса, чем раньше, время 4-6-0 как магистральных паровозов подошло к концу. Тяжелые стальные составы требовали намного большей мощности. В пассажирском сообщении место 4-6-0 занял новый класс Pacific 4-6-2. А в грузоперевозках ведущая роль окончательно отошла к 2-8-0 и 2-8-2.
Но Ten-Wheeler не остался без работы. Новым полем применения для него стали местные линии. Локомотивы 4-6-0 были направлены обслуживать второстепенные и местные пассажирские поезда, а также грузы местного значения. И они уверенно справлялись со своей новой работой.

В 1923-25 годах PRR построила у себя партию из 90 паровозов 4-6-0 класса G5s. На фото PRR Ten-Wheeler № 1963, направляясь на запад, отходит с пассажирским поездом от угольного терминала в Форт Уэйн (Индиана) в октябре 1947 года
Показательно, что Pennsylvania Rail Road очень поздно – в 1923–1925 годах силами мастерских Juniata Shops построила одни из последних новых 4-6-0 (класс PRR G5s) специально для использования на пригородных маршрутах. Зависимая от PRR дорога Long Island Railroad также получила 31 такой локомотив между 1924 и 1929 годами.
Паровозы формулы Ten-Wheeler эксплуатировались и после прихода дизелей. На отдельных дорогах, например, таких как Canadian Pacific, значительный их парк существовал и успешно действовал в 1950-е годы.
Формула оставалась востребованной в Северной Америке в течение очень долгого времени. Локомотивы Ten-Wheeler работали на железных дорогах более века. К моменту, когда был построен последний из них, общее число 4-6-0 превысило 17 тысяч единиц.
Перевод: Алексей Лаврентьев
04.06.2009