Операционная система, которая записывается в специально выделенную микросхемную память станции емкостью 64 Mb, может быть переустановлена (обновлена) с любого ПК как через сеть, так и напрямую. Какого-то специального ПО на компьютер ставить не требуется. В качестве программной оболочки для взаимодействия с ECoS на компьютере используется программа обозреватель Интернет (например, MS Explorer). Все эти особенности и возможности станции подробно описаны в пользовательской инструкции.
Компания ESU сразу после выпуска ECoS объявила, что работа по совершенствованию системного ПО станции (операционной системы) будет проводиться постоянно с двумя целями. Для устранения ошибок, допущенных при создании начальной версии ОС, а также для дальнейшего развития системных, коммуникационных и пользовательских возможностей. Для решения первой части задачи - устранения "сырости" первой версии системного ПО - разработчики с самого начала объявили о своем стремлении воспользоваться помощью пользователей. В частности, пользователям предлагается сообщать обо всех найденных погрешностях работы ECoS, с тем, чтобы эти ошибки устранялись в новых версиях операционной системы.
По плану (который, кстати, выполняется с истинно немецким педантизмом), выпуск очередных новых версий должен проводиться ежеквартально. Эти новые версии действительно выпускаются раз в три-четыре месяца и могут быть скачаны со специального сайта поддержки пользователей ECoS Support Forum www.esu-support.eu.
Следует отметить, что на сайте требуется авторизация. В качестве ключа необходимо ввести серийный номер конкретного экземпляра ECoS и указать источник приобретения. Иными словами, это сайт, прежде всего, для тех, кто уже купил станцию официальным путем. Также следует отметить, что www.railwaymodel.com является одним из немногочисленных партнеров ESU в России. Поэтому приобретенные в этом магазине станции ECoS можно смело регистрировать на упомянутом сайте.
Важно! Каждое вновь выпущенное обновление операционной системы, начиная с версии 1.0.5., доступно для скачивания в двух вариантах, а именно в виде, собственно, файла обновления с расширением *.bci (например, ECoS_upgrade_1-1-1.bci), а также в виде архивного файла *.zip (ECoS_upgrade_1-1-1.zip) такого же объема (!), как и несжатый файл. Это несколько странное, на первый взгляд, решение имеет вполне логичное объяснение. Архивирование проводится НЕ с целью сокращения объема файла, а как дополнительная степень защиты от ошибок при его скачивании! Архиватор при распаковке файла проверяет его на целостность и в случае любых потерь данных в процессе закачки сообщает, что файл поврежден.
Эта мера предосторожности предусмотрена компанией ESU для того, чтобы исключить загрузку в ECoS поврежденной операционной системы. На сайте есть прямая рекомендация скачивать именно архивы, так как в случае закачки несжатого файла пользователь не во всех случаях может достоверно определить, корректно ли записался на диск скачанный файл, даже если размер скачанной копии совпадет с размером исходного файла на сайте. А загрузка неполноценного файла с обновлением в станцию может привести ее в полную негодность. Каждый скачанный архивный файл, естественно, перед загрузкой необходимо распаковать и получить файл с расширением *.bci. Разработчик неоднократно и строго предупреждает, что в ECoS можно загружать только файлы с этим расширением!
Кстати говоря, еще одной обязательной предосторожностью при установке обновлений являются резервные батарейки. Их обязательно нужно устанавливать, даже если станция питается через сетевой фильтр типа "пилот" или источник бесперебойного питания для компьютера. В ИБП недорогих серий при сильном падении или броске напряжения, а также при его исчезновении в сети интервал времени подключения резервных аккумуляторов зачастую слишком велик и не дает гарантии защиты от сбоя и безопасного завершения установки ОС.
Нездоровые эксперименты в данном случае не приветствуются и полностью относятся производителем "на страх и риск" пользователя. В инструкции к ECoS указано, что при отказе станции после некорректной переустановки ПО ремонт выполняется только в сервисном центре в Германии и за отдельную плату. Там же, в инструкции, указано, что обновлять ПО просто "из спортивного интереса" ни в коем случае не следует. Делать это нужно только в том случае, если пользователь желает устранить какие-то имеющиеся проблемы и сбои, или же приобрести какие-то необходимые ему новые возможности, предлагаемые в более поздних версиях. Должен соблюдаться общий принцип, непреложный для любой "традиционной" компьютерной техники: устойчиво работающую систему следует менять только в случае крайней необходимости.
В случае с неполадками необходимость их устранения очевидна, если только точно определить для себя, что такое неполадки. Простой пример: отмечалось, что в ранних версиях ПО были проблемы с подключением внешних бустеров некоторых сторонних производителей, которые были позже устранены. Очевидно, что имея бустер, совместимость с которым заявлена, но не поддерживается на деле, пользователь справедливо расценит такой факт как неполадку ECoS и постарается при первой возможности устранить такую несовместимость. В качестве "противоположного" примера можно привести тот факт, что в ПО версии 1.0.0., с которым ECoS поставлялся в конце 2006 - первой половине 2007 года, с экранной алфавитной клавиатуры некорректно вводились некоторые буквы. Эти ошибки также постепенно были устранены. Вопрос, можно ли было без этих букв обойтись какое-то время, представляется мне совершенно риторическим.
В свете того, что ECoS, по многочисленным пользовательским отзывам (к которым я, опираясь на свой опыт эксплуатации, присоединяюсь), очень надежная и мало отказывающая система, гораздо более актуальным представляется вопрос о новых пользовательских возможностях, которые добавляются в новых версиях операционной системы.
За весь период с момента появления ECoS до настоящего времени было выпущено десять обновлений ОС. Важно, что в каждом последующем обновлении, начиная с версии 1.0.5., "автоматически", "накопленным итогом", если можно так выразиться, включены все те изменения по отношению к исходной версии 1.0.0., которые были реализованы во всех предыдущих обновлениях. Таким образом, пользователь, имеющий исходную версию 1.0.0., избавляется от необходимости последовательно устанавливать все десять версий ПО. Но, как всегда, есть ряд "тонких нюансов".
Версия 1.0.0. совместима только с 1.0.1. и больше ни с одной из последующих версий. Сначала нужно обязательно установить версию 1.0.1., а после этого - версию 1.0.2. Версии 1.0.3. beta и 1.0.4. включены в состав версии 1.0.5. Поэтому после 1.0.2. можно сразу устанавливать версию 1.0.5., которая является следующим обязательным обновлением. В ней существенной модификации подверглось ядро операционной системы. В силу этого версия 1.0.5. потеряла "обратную" совместимость со всеми более ранними. Например, резервные файлы настроек ECoS, а также локомотивного реестра, настроек локомотивов и аксессуаров, сделанные в версиях 1.0.4. и ниже, нельзя использовать с версией 1.0.5. После ее установки все резервные файлы придется изготовить заново.
Наиболее поздней на настоящий момент (октябрь 2008г) версией ПО ECoS является версия 1.1.3., выпущенная в конце августа 2008 года. В случае принятия принципиального решения об обновлении операционной системы ECoS имеет смысл устанавливать именно ее. Она "обратно" совместима с версией 1.0.5. и выше, то есть ее можно устанавливать, если в Вашей станции уже установлена версия 1.0.5. И, как уже упоминалось, в состав версии 1.1.3. входят все те изменения, которые были ранее включены в версии 1.0.6., 1.1.0., 1.1.1. и 1.1.2.
Начальная версия | Последовательность обязательных версий обновления |
1.0.0. | 1.0.1., 1.0.2., 1.0.5., 1.1.3. |
1.0.1. | 1.0.2., 1.0.5., 1.1.3. |
1.0.2. - 1.0.4. | 1.0.5., 1.1.3. |
1.0.5. - 1.1.2. | 1.1.3. |
На сайте поддержки для каждой версии приводятся подробные перечни модификаций, добавлений и исправлений, сделанных разработчиками в каждом из обновлений. Общее число всех модификаций во всех обновлениях приближается к сотне. Модификации можно условно разделить на четыре типа:
BUGFIX - устранение неполадок в работе функций,
ADD - добавление новых функций (в том числе поддержки новых протоколов, типов и моделей совместимого оборудования, добавление новых позиций в списках для выбора возможных действий, в перечнях иконок и т.п.),
CHANGE - изменение (оптимизация) пользовательских процедур (последовательностей действий) при работе с ранее существовавшими функциями, порядка работы самих функций, в том числе графического интерфейса),
PERFORMANCE - такое определение типа модификации встретилось один раз в версии 1.0.2. и касалось изменений в представлении информации на дисплее - были расширены возможности сортировки локомотивного реестра. В дальнейшем все модификации, связанные с изменением методов и порядка представления информации, разработчики стали относить к типу CHANGE.
И что же конкретно?...
Ни в коем случае не претендуя на полноту сведений, позволю себе очень кратко остановиться на наиболее очевидных особенностях ECoS в его "современном" состоянии, т.е. под управлением ОС версии 1.1.3.
Экраны управления локомотивами теперь могут работать в "классическом" режиме управления одним локомотивом, а также в новом режиме управления несколькими локомотивами.

Фото 1 Левый пульт включен в режиме управления одним локомотивом, правый - в режиме управления несколькими.
Для переключения режимов служат специальные кнопки .
Если нажать на такую кнопку, когда пульт находится в состоянии управления одним локомотивом, он переходит в режим управления несколькими локомотивами. Повторное нажатие снова переводит пульт в режим управления одним локомотивом. В режиме управления несколькими локомотивами на экране появляется сетка из пяти ячеек.

Фото 2 На правом пульте в три верхние ячейки последовательно введены три локомотива.
"Активен" тот из них, в ячейке которого отсутствует правая граничная линия (в данном случае - Triplex).
В каждую ячейку можно ввести локомотив, выбрав его из локомотивного реестра. В этом режиме в каждый отдельный момент времени можно управлять направлением, скоростью и первыми 16-ю из 20 возможных функций того локомотива, который "активен" (Triplex на фото 2), и только его одного. Переключение между локомотивами производится простым прикосновением пера к соответствующей ячейке.
На обоих пультах появились также очень интересные "горячие" кнопки, которые можно назвать "теневой локомотив". Прикосновение к такой кнопке открывает на пульте новый экран, куда можно вызвать любой свободный локомотив из реестра. Этот "теневой" экран работает только в режиме управления одним локомотивом.
Кнопка "теневой локомотив" может выглядеть так, если "теневой пульт" свободен, т.е. на него не вызван локомотив.
Она также может содержать краткую информацию о локомотиве, которым управляет "теневой" пульт, если какой-то локомотив вызван на этот пульт.
В любой момент можно, прикоснувшись к кнопке, переключаться между основным и "теневым" экранами пульта.

Фото 3 После того, как на левом пульте (см. фото 2) была нажата кнопка "теневой локомотив",
паровоз K4s PRR 1546 и сцепка тепловозов CZ F3 ABA 9960 поменялись местами.

Фото 4 Оба пульта работают в режиме управления несколькими локомотивами. Слева активен N&W J 610,
справа - Triplex. "Теневой" экран левого пульта занят сцепкой из тепловозов PCM F3 ABA
(о том, что это сцепка, говорит указатель MULTI). "Теневой" экран правого пульта пуст.
Интересно, что в режиме управления несколькими локомотивами кнопка меняет местами не основные пульты целиком, но только "активные" локомотивы, а также локомотивы на "теневых" пультах.
Существенно переработан локомотивный реестр. Строго говоря, вместо одного реестра теперь существуют три.

Фото 5 Реестры вызываются кнопками "1", "2", "3". Первый из них, по замыслу разработчика, предназначен для тех локомотивов,
которые в более ранних версиях помечались как "избранные" (favorites).

Фото 6 Реестр "1" отсортирован по типу локомотива. Первыми в списке идут тепловозы
Новая система реестров оснащена богатейшими возможностями для создания разного рода списков локомотивов по различным критериям, организованным в три иерархических уровня, а также для разнообразной сортировки этих списков.
В нижнем меню главного экрана выведена кнопка монитора питания. Нажатие вызывает на экран индикаторы напряжения на рельсах и потребляемого макетом тока. Индикаторы работают в реальном времени.

Фото 7 Монитор питания. Верхняя шкала показывает, что в данный момент макет потребляет со встроенного бустера ECoS "всего"163 мА.
Тонкая вертикальная черта правее - "плавающий" индикатор пикового потребления тока (984 мА.). Правее шкалы
выводятся также показания текущего напряжения, выдаваемого станцией, и температуры внутри корпуса ECoS.
Нижняя шкала указывает на то, что к станции не подключены внешние бустеры. Потребление тока отсутствует.

Фото 8 Добавлена экранная кнопка "программной" перезагрузки станции RESTART.

Фото 9 Библиотека иконок локомотивов (пример 1)

Фото 10 Библиотека иконок локомотивов (пример 2)

Фото 11 Библиотека иконок локомотивов (пример 3)

Фото 12 Библиотека иконок локомотивов (пример 4)

Фото 13 Библиотека иконок акксессуаров (пример 1)

Фото 14 Библиотека иконок аксессуаров (пример 2)

Фото 15 Библиотека иконок аксессуаров (пример 3)

Фото 16 Новые иконки в библиотеке символов функций F

Фото 17 Кроме протокола по умолчанию для новых локомотивов
добавлен протокол по умолчанию для новых аксессуаров, который можно выбрать из списка

Фото 18 Добавлена поддержка технологии обратной связи RailCom. Теперь она может быть
реализована в тех случаях, когда у пользователя имеются соответствующие аксессуары

Фото 19 Существенно расширен список возможных длительностей импульса срабатывания электромагнитных аксессуаров

Фото 20 Появилась возможность управления поворотными кругами
Перечислены далеко не все из "видимых" пользователю модификаций, так или иначе отображаемых на экране. Еще большее число изменений внесено в программный механизм, исполняющий команды. Эти изменения, как таковые, пользователю не видны. Однако в результате возможности ECoS сильно возросли. В частности, серьезно расширены списки совместимого со станцией оборудования различных производителей и устранены мелкие недочеты в работе с этими устройствами.
Отдельно отмечу, что, начиная с версии 1.1.0., реализована поддержка нового беспроводного контроллера ESU Mobile Control, поставки которого ожидаются на www.railwaymodel.com в ближайшее время…
В настоящей заметке, очень краткой по объему, не представляется возможным сколько-нибудь подробно перечислить все изменения, внесенные во все выпущенные обновления. Остается лишь добавить, что, в общем и целом, спектр вносимых в программную систему ECoS модификаций чрезвычайно широк и разнообразен.
Любопытно, что некоторые из этих модификаций выглядят своеобразными промежуточными этапами на пути к дальнейшим усовершенствованиям. Пример: Добавлена возможность параллельного вывода главного экрана управления ECoS на монитор подключенного к станции компьютера. Все изменения на экране ECoS в процессе управления автоматически в реальном времени отображаются на экране ПК. Управлять через эту "параллельную копию" с экрана ПК, скажем, мышью при этом нельзя. Возникает вопрос: а не подготовка ли это основы для параллельного интерфейса полнофункционального управления через компьютер, который просто будет включен в одно из последующих обновлений? Поживем - увидим. Совершенно очевидно, что при столь бурном прогрессе технологии, который демонстрируют разработчики станции, число возникающих вопросов всегда будет превосходить число определенных ответов. Это нормально.
Главный же вопрос для пользователя - включаться или не включаться в эту "гонку за функциональностью, совместимостью, универсальностью и т.п.". Каждый, конечно же, решает для себя сам. Пожелаю всем удачи в решении этого "фундаментального" вопроса.