Признаться, уже тогда, будучи еще не просто неопытным, но очень неопытным пользователем цифрового управления, я позволил себе некое подобие досады пополам с возмущением. Действительно, ну что это за безобразие! Сделали, понимаешь, «легкую и доступную в пользовании» систему, «прикрылись» громким именем Lenz и при этом поставили смехотворный предел в один ампер! А я-то хорош, сначала насмотрелся мультиков про остров Содор, где одновременно в кадре ездило до полутора десятков локомотивов, после этого начитался композиций про «беспредел» возможностей от Maerklin и невесть что вообразил себе… У меня, мол, тоже будет «много» (абстрактно «много» но совершенно неясно, сколько именно… вернее, наоборот: не важно, сколько именно, но обязательно «много», т.е. «не три» и «не пять») локомотивов. И тут такое «предательство»…
Да, друзья мои, бывает и так! Мое профанство никуда не делось. Оно продолжало оставаться профанством, по большому счету, и при этом «поднялось на новую высоту». Ведь еще совсем недавно я в принципе не мог представить себя обладателем более чем пяти локомотивов!
Но все это хорошо, а проблему перегрузки по току надо было как-то решать. И я уже прочитал о «цифре» в общей сложности достаточно, чтобы понимать, что сделать это «малой кровью» скорее всего не удастся. В самом деле, достать более мощный источник питания со стабилизированным выходным напряжением в 16 вольт постоянного тока особого труда не составляло. Но! Во-первых, на сайте было недвусмысленно сказано, что пульт не рассчитан на ток, превышающий один ампер, из чего следовало, что защита будет срабатывать и с этим новым источником. Во-вторых, у меня не шло из головы предостережение насчет недопустимости подключения к пульту любых устройств, не рекомендованных производителем. Я сильно подозревал, что это предостережение касается не только различных электронных устройств, но также источника питания. А «спалить» пульт я, естественно, не хотел ни в коем случае, так как он мне очень понравился даже при всей его «игрушечной» простоте. Ну, очень удачная игрушка!
На уже ставшем мне в каком-то смысле «родным» британском сайте Bachmann я обратил, наконец, внимание на тему бустеров. Что это такое – мне было «в общих чертах», то есть, мягко говоря, «очень неконкретно» известно еще со времени чтения каталога Maerklin. Но полного понимания, как устроена и работает система с бустером, не было, поскольку и в каталоге, и на сайтах производителей подчеркивалось, что бустеры нужны для «больших» макетов. Рассматривать свой случай как «макет», а тем более, как «большой макет» мне как-то и голову не приходило и, следовательно, до того дня я относился к бустерам, как к чему-то, для меня совершенно неактуальному.
Британский сайт оказался на эту тему поразительно немногословен. Но я нашел в списке продукции, имеющей отношение к E-Z Command, некий «объект», помеченный артикулом 36520, с описанием буквально «из трех слов», где говорилось, что это пятиамперный бустер, предназначенный для подключения к моему пульту.

«Объект» 36520
Ничего себе – пять ампер! Мысли лихорадочно запрыгали в голове наподобие броуновских частиц. Вот! Я смогу решить проблему кардинально, то есть сразу получить большой запас по току и дальше уже не попадать в порочную последовательность вынужденных замен из-за превышения лимита…
После этого я «бросился» читать в интернете про бустеры и разбираться более тщательно в том, как они действуют, и какие функции выполняют в системах цифрового управления. При ближайшем рассмотрении оказалось, что «бустер» в терминологии, принятой в международном сообществе, занимающемся пропагандой и развитием цифрового управления в стандарте DCC, означает «источник энергии» и в то же время – «усилитель сигнала».

Здесь, не желая создавать у читателя иллюзию моего «всезнания» там, где ее и быть не могло, но стремясь, по возможности, прояснить для новичков суть явления под названием «бустер», я позволю себе «обратиться к источникам». Для полной ясности, если угодно. Поэтому далее последует некоторое количество выдержек, взятых в свободном переводе из международной онлайн-энциклопедии WikiDCC.
«…DCC представляет собой относительно более сложную систему, если пытаться глубже разобраться в принципах ее работы, однако подключение и настройка любого комплекта аппаратуры DCC требует усилий и времени, лишь ненамного больших, чем подключение традиционного аналогового пульта управления.
Да, принцип работы системы DCC несколько сложнее, чем у аналоговой системы управления – что ни говори, а вам придется иметь дело с компьютерной сетью! Но к счастью, вам не потребуется погружаться в изучение компьютерных сетей и даже понимать, как функционирует компьютер, чтобы собрать систему DCC и заставить ее работать. Не волнуйтесь, если вам покажется, что вы чего-то не поняли сразу. Материал будет последовательно изложен несколькими способами. Хотя бы один из этих способов изложения непременно приведет к пониманию….»
«….В наиболее упрощенном виде любая система DCC состоит из пульта управления (источника команд), командной станции (кодера-транслятора этих команд), бустера (усилителя), одного или нескольких декодеров (приемников) и из источника питания (силового трансформатора), необходимого, чтобы снабжать все вышеперечисленные элементы электроэнергией. Большинство систем также используют специальную сеть передачи данных, которая позволяет подключить к командной станции несколько пультов управления. Непонятно? Не волнуйтесь. Рассмотрим все еще несколько подробнее.
1. Пульт управления нужен для того, чтобы вы могли вводить команды и тем самым заставлять локомотивы и аксессуары действовать так, как вам нужно. Запомните главное – пульт управления отправляет данные вами команды через сеть передачи данных в командную станцию.
2. Командная станция, принимая команды от пульта, создает пакеты данных в цифровом (бинарном) коде и отправляет эти пакеты в бустер. В некоторых системах DCC командная станция совмещается с бустером в одном устройстве, которое в этом случае, тем не менее, продолжает именоваться командной станцией.
3. Бустер объединяет электрический ток от источника питания с пакетами цифровых данных от командной станции и направляет получившийся комбинированный «сигнал» по проводам на рельсы.
4. В любом подготовленном для использования в системе DCC локомотиве установлен цифровой декодер. И любой такой декодер запрограммирован на какой-то конкретный адрес. Если можно провести такую параллель, декодер «прослушивает» содержимое всех цифровых пакетов, поступающих через рельсы от командной станции. Он проверяет данные пакетов на целостность (отсутствие потерь при передаче), а также считывает адрес, которому эти данные предназначены. Если декодер обнаруживает, что адрес назначения пакета совпадает с его собственным адресом, он исполняет команды, закодированные в пакете. Если же адрес пакета отличается от адреса декодера, либо данные в пакете оказываются поврежденными, декодер игнорирует пакет и продолжает исполнять команды, полученные ранее. На случай, если декодеру не удается распознать данные в предназначенном ему пакете с первой попытки, командная станция транслирует пакеты в «замкнутом цикле обновления» (refreshing cycle), то есть непрерывно повторяет отправку всех текущих пакетов данных. Именно эта особенность трансляции команд обеспечивает бесперебойную работу системы. Таким образом, в системе предусмотрены контроль ошибок и механизм их исправления…»
«…Пакетом в цифровых системах управления моделями железных дорог принято называть группы данных, направляемые от командной станции по проводам и рельсам. Здесь применяется тот же принцип, что и при отправке сообщений по электронной почте, или при обращении к какой-либо веб-странице в интернете. В стандарте DCC пакеты содержат в себе по нескольку «слов», а большинство из этих «слов» состоит их одного или двух байт. Каждый байт, в свою очередь, состоит их восьми бит. Битом называется один бинарный символ – это может быть либо ноль, либо единица. Таким образом, байт может выглядеть, например, так: 10010110…»
«…В наиболее общем виде пакеты цифровых данных состоят из вводной части, адреса назначения, основного массива, содержащего команды (инструкции), а также из завершающей части – окончания. Как правило, каждый пакет состоит из четырех «слов», записанных в виде нулей и единиц, так же как в любом компьютере.
1. Вводная часть – сообщает декодерам о том, что прибыл новый пакет данных;
2. Адрес – сообщает декодерам о том, какому именно из них предназначен прибывший пакет;
3. Инструкции – обычно диктуют декодеру-адресату установленные для него скорость и направление движения, а также состояние дополнительных функций;
4. Окончание/контроль ошибок – поскольку система DCC подобно компьютерной сети функционирует в «загрязненной» шумами среде, необходимо обеспечить контроль и коррекцию возможных ошибок.
Вводная часть, как это регламентировано ассоциацией NMRA, состоит из ряда отдельных «единиц».
Адрес предупреждает декодер, которому предназначен пакет, о том, что пакет предназначен именно ему. Одновременно он сообщает остальным декодерам, что им следует игнорировать прибывший пакет.
Инструкции могут указывать декодеру-адресату, например, какую функцию следует включить или выключить, до какого шага скорости следует изменить текущую скорость, следует или не следует изменить направление движения, следует ли экстренно остановиться и т.п.
Окончание указывает, что пакет завершается. Эта заключительная часть любого пакета очень важна, поскольку пакеты обычно имеют различную длину. Окончание также сигнализирует декодеру о необходимости проверки целостности данных по контрольной сумме. Если тот или иной пакет был поврежден при передаче или при приеме декодером, то при проверке декодер обнаружит, что контрольная сумма неверна. Тогда декодер проигнорирует команды, содержащиеся в поврежденном пакете, и продолжит ожидание прибытия нового неповрежденного пакета.
Обратите внимание, что именно с целью защиты от ошибок командные станции транслируют пакеты данных непрерывно, друг за другом, повторяя их отправку снова и снова. Пакеты данных в системе DCC отправляются со скоростью примерно восемь килобит в секунду…»
«…Для понимания особенностей питания и передачи команд в стандарте DCC необходимо помнить, что в системе существует электрическое напряжение. Кстати говоря, в случае необходимости полярностью этого напряжения можно управлять с помощью специальных устройств, называемых «автореверсорами». Кроме того, по всей электрической системе (в коммутационной проводке и по рельсам) распространяются цифровые кодированные команды, транслируемые командной станцией для поездов и аксессуаров. Важно, что в течение всего времени, когда система включена, на рельсы поступает полное напряжение, то есть изменение напряжения вообще не используется для управления скоростью локомотивов, а полярность напряжения – для контроля направления их движения…»
«…Строго говоря, электрический ток, подаваемый на рельсы в системе DCC, не является ни простым «аналоговым» постоянным током, ни традиционным переменным током при внешнем сходстве с последним. Упомянутое сходство, к слову, вызывает в массах пользователей многочисленные заблуждения, и даже «кривотолки» (я неоднократно слышал от других и сам одно время думал, что система DCC подает на рельсы переменный ток, а декодеры его «выпрямляют»). Суть отличия заключается в том, что в случае переменного тока напряжение плавно изменяется во времени в пределах (например) от +12 до -12 и снова от -12 до +12 вольт. Характеристика такого «волнообразного» изменения напряжения может быть графически выражена в форме синусоиды.
В системе DCC используется (!) биполярный переключающийся постоянный ток, модулированный цифровым управляющим сигналом. Это означает, что напряжение на рельсах в заданные моменты времени мгновенно изменяется от +12 (или +14,+16 и даже +18) до -12 (-14,-16,-18) вольт, а временные интервалы между такими изменениями (!) не равны между собой. Именно за счет неравенства временных интервалов между изменениями полярности и создается упомянутая модуляция – код, при помощи которого поездам, находящимся на рельсах, передаются данные.

Осциллограмма «обычного» переменного тока – синусоида

Осциллограмма модулированного постоянного тока в системе DCC
Таким образом, электрический ток, поступающий на макет, является постоянным током и служит для питания двигателей, света, звука и прочих потребителей, и в то же время становится цифровым управляющим сигналом (или, точнее, несет в себе этот сигнал), реализованный в виде изменяемых интервалов времени между переключениями полярности напряжения на рельсах...»
«...Следует иметь в виду, что бустеры стандарта DCC и их источники питания, как правило, сконструированы в расчете на максимальный выходной ток от двух до десяти ампер, поскольку ток, питающий двигатели локомотивов и аксессуары, подается через рельсы, а число локомотивов и аксессуаров и, следовательно, потребление тока может быть весьма велико. Локомотивы, к тому же, перемещаются и точки потребления тока за счет этого могут находиться на макете в самых разных местах. Поэтому подключать аппаратуру DCC следует так, чтобы заведомо обеспечить подведение ко всему макету как можно большего возможного тока. Необходимо также убедиться, что ни на одном участке путей нет локального падения напряжения. Наилучшей гарантией отсутствия таких «провалов» будет качественное соединение рельсов между собой и многократное дублирование точек подключения проводов питания в различных местах на макете. Надежная система подвода питания преследует и еще одну цель. Необходимо обеспечить своевременное срабатывание встроенных в бустеры систем противоперегрузочной защиты….»
«….Бустер, иногда называемый «электростанцией» цифровой системы, не содержит никаких интеллектуальных блоков для генерации управляющих сигналов. В системе DCC его можно рассматривать в качестве своеобразного «вьючного животного». Как уже неоднократно упоминалось, он отвечает за совмещение управляющих команд от командной станции с электрическим током от источника питания. Часто производители объединяют командную станцию и бустер в одном корпусе в целях удешевления конструкции и упрощения процесса установки. Весьма вероятно, что ваш первый бустер будет встроен в командную станцию и будет питаться энергией от ее штатного источника питания. Однако в случае необходимости к системе, в том числе и к командной станции, объединенной с бустером, можно подключать дополнительные бустеры с отдельными источниками питания….»
«…Запомните, что к макету в любом случае может быть подключена только одна командная станция. Если вам захочется использовать командную станцию, объединенную с бустером, только в качестве бустера, вы должны быть абсолютно уверены в том, что все функции командной станции в таком устройстве полностью отключены. Некоторые модели подобных объединенных командных станций автоматически отключают секцию командной станции в случае, если замечено присутствие в системе другой работающей командной станции. Некоторые другие модели требуют отключения секции командной станции вручную. И наконец, небольшое число моделей командных станций, объединенных с бустерами, вообще не может работать в качестве только бустеров…»
«...Бустеры выполняют следующие функции:
1. Преобразование входного переменного или постоянного тока от источника питания в биполярный постоянный ток, готовый к передаче на рельсы;
2. Модуляция тока управляющими командами от командной станции и усиление полученного комбинированного сигнала;
3. Обеспечение защиты от перегрузки по току на случай короткого замыкания или превышения потребителями предельного тока, который конкретный бустер может выдать на макет;
4. Дополнительное питание макета модулированным током.
Для макетов в «малых» масштабах N и H0 не следует использовать бустеры мощностью более пяти ампер без применения специальных устройств управления электропитанием (т.е. ограничения по току), выпускаемых некоторыми производителями аппаратуры DCC. Такие устройства позволяют использовать восьми- и даже десятиамперные бустеры, но при этом принудительно ограничивать ток, направляемый через них на отдельные изолированные участки макета. Это помогает избежать нанесения ущерба поездам и другим декодерам. Макеты «больших» масштабов, таких как 0, G и особенно требовательный к мощности масштаб S, вполне допускают использование восьмиамперных и более мощных моделей бустеров без каких-либо ограничений. И, наконец, наиболее крупные макеты, по которым движется множество поездов, могут управляться с помощью одной командной станции с подключенными к ней десятками дополнительных бустеров...»
«...После всего сказанного может возникнуть предположение, что всегда лучше иметь один большой и мощный бустер, способный обеспечить питанием весь ваш макет, но вам, однако, вскоре предстоит убедиться в обратном: вместо этого предпочтительнее иметь два менее мощных бустера, подключенных в противоположных точках путевой системы. Чтобы подключить дополнительные бустеры, требуется разделить пути на соответствующее число изолированных участков. К каждому участку подключается один бустер. Каждый бустер должен получать питание от своего собственного источника электричества (от отдельного трансформатора питания) и должен быть подключен к сети передачи данных, которую принято называть шиной (например, шина LocoNet или XpressNet). Бустеры, подключенные к шине передачи данных, будут одновременно передавать на свои участки путей абсолютно одинаковые пакеты цифровых данных. Это обеспечивает бесперебойное получение поездами команд от командной станции даже в те моменты, когда они пересекают точки раздела участков, питающихся от различных бустеров...»
«...Предостережение. Никогда не подключайте бустеры по параллельной схеме. Этого нельзя делать, потому что все неминуемо закончится «горелым пластиком» и «паленой электроникой». Каждый бустер можно подключать только к своему участку рельсов, полностью изолированному от других участков...»
«...Каждый бустер рассчитан на вполне определенный максимальный уровень выходного тока, который он может выдать на рельсы. Если попытаться превысить этот предел, бустер попросту выключится. Если вы заметите, что ваши многочисленные поезда начали самопроизвольно замедлять движение или даже останавливаться, это верный признак того, что ваш бустер достиг предела своих возможностей, и пришла пора добавить один или несколько дополнительных бустеров...»
«...Рано или поздно один из ваших поездов сойдет с рельсов, произойдет короткое замыкание и бустер перейдет в состояние аварийного отключения. Когда это случится, все поезда, находящиеся на участке, получающем питание от этого бустера, немедленно остановятся. Если вы хотите избежать ситуации, когда сход локомотива с рельсов, скажем, на территории сортировочной станции приводит к аварийному обесточиванию всего макета, целесообразно подать питание к такой потенциально «проблемной» части макета, как изобилующая стрелками станция, от отдельного бустера. Тогда даже если на этом участке и произойдет короткое замыкание, весь остальной макет будет продолжать функционировать...»
Несмотря на целый ряд «откровений», вступающих в противоречие с моими заблуждениями, результаты предпринятого исследования воодушевили меня несказанно: мало ли что предпочтительнее иметь большее число менее мощных бустеров, нежели один более мощный. Мне не это важно. Мне же не нужен «сложносочиненный» макет. Мне нужен двойной овал и пара-тройка боковых веток с тупиками. Определенно, получив пять ампер, я буду надолго избавлен от проблем с недостатком питания. А тогда!.. Тогда, если уж придется делить дорогу на изолированные участки (а делать этого мне категорически не хотелось по принципу «чем проще – тем лучше»), то всегда можно это сделать «фиктивно»! Надо «поделить» все пути всего на два участка – на очень большой (весь макет) и очень маленький (в пределе просто взять одну отцепленную от макета прямую рельсину…). Дальше все просто. Выход на рельсы от командной станции (от пультика E-Z Command) можно подключить к рельсине и присоединить эту рельсину через изолирующие контакты в самый конец какой-нибудь тупиковой ветки, чтобы на этом участке физически не могло находиться больше одного локомотива. Еще забавнее (знай наших!) – можно вообще не присоединять рельсину к макету! Только надо будет завернуть ее в любой изолирующий материал (чтобы, не дай бог, не случилось короткого замыкания) и убрать «с глаз долой» под стол, или еще куда-нибудь.
Еще идея! Просто «супер»! Не делить пути на участки и не подключать пульт к рельсам вообще. Весь макет можно, таким образом, запитать от бустера (который, в свою очередь, подключается к командной станции по шине передачи данных отдельным кабелем) и прекрасно управлять локомотивами с пультика через этот бустер. Ведь бустер, будучи добавлен в систему управления, играет роль не только энергетического усилителя. Все цифровые команды от станции также будут подаваться по упомянутой шине через этот же бустер (и, что важно – только через него!) на его изолированный участок рельсов, то есть – в моем случае – на весь макет! Следовательно, проблема решена! Ай, да я!...
Правда, я до сих пор не сказал главного. В окошке статуса заветного «объекта» 36520 на сайте Bachmann значилось, что он еще не поступил в продажу и ожидается в неопределенный срок.

Так бустер E-Z Command выглядит «живьем»
Я в ажиотаже снова стал звонить Андрею и попросил его связаться с московским дистрибутором Bachmann, чтобы попытаться получить ответы на два интересующих меня вопроса. Я хотел узнать, можно ли уточнить срок появления «объекта» в продаже в Англии, а также, можно ли в принципе привезти этот «объект» в Москву по моему предварительному заказу. Андрей перезвонил мне довольно быстро и сообщил, что дистрибутор дал предварительный положительный ответ на второй вопрос, однако, совершенно «не владеет информацией» по первому вопросу. Совершенно точно известно только то, как сказал Андрей, что в каталоге «активных» (доступных для заказа) артикулов Bachmann «объект» пока не значится, то есть его еще не выпустили.
Еще Андрей объяснил, что, по словам дистрибутора, европейское отделение Bachmann совсем не утруждает себя заботой об информировании местных представителей своей торговой сети на столь «незначительных» по объему продаж рынках, как российский. Поэтому дистрибутор не может сообщить чего-либо определенного не только про какой-то непонятный новый артикул, которого еще нет, но даже про конкретный состав и объем ближайшей поставки, которая, кстати, неизвестно когда состоится, но уж никак не раньше осени... Вот как! Заказать-то, выходит, можно, а вот получить… И вся моя «гениальная» комбинация превращалась в «дым»! Нет слов! Вешая трубку после разговора, я уже точно знал, что этот путь мне не подходит.
Американский сайт Bachmann поверг меня в еще большее уныние. И там значился все тот же пятиамперный «объект», еще не поступивший в продажу, но уже под артикулом 44910. Посвященного ему текста оказалось несколько больше. Было сказано, что это новый бустер, специально разработанный в сотрудничестве с Lenz в рамках некоей программы «значительного расширения возможностей» E-Z Command. И уточнялось, что выпуск этого бустера по плану Bachmann намечен на… 2005 год. А на дворе в это время уже была весна 2006-го! Однако!...
Я все отчетливей начал понимать, что при всей своей привлекательности E-Z Command в моем конкретном случае является «тупиковой ветвью эволюции». При такой системе поставок в Россию не было никакой гарантии, что бустер или другие новые дополнительные устройства из этой серии вообще когда-нибудь доедут до Москвы. Ведь точно также в свое время обстояли дела с московским дистрибутором фирмы TOMY, выпускавшей игрушки серии про паровозик Томас. И именно поэтому я был вынужден приобретать эти игрушки по интернету за границей. Но покупать за границей по интернету по аналогичной схеме электронную аппаратуру было авантюрой чистой воды. В этом случае, несмотря на гарантии, все возможные фактические риски, а также возможные дополнительные затраты по обратной отсылке в ремонт или на замену лежали бы на мне. А сроки такого ремонта в случае необходимости (мало ли что могло случиться) грозили растянуться «на месяцы и годы».
Отдельно хочу обратить внимание читателей: в этот момент для меня уже не шла речь о том, что, может быть, следует просто обойтись своим пультиком и не покупать больше ничего. Нет!!! Вопрос «о необходимости развития цифровой системы» уже стоял передо мной, как говорится, «в полный рост» и на «безальтернативной» основе. Ведь известно же, что охота пуще неволи! А раз так, то как не жаль было мысленно «прощаться» с E-Z Command, становилось все более очевидно, что придется покупать другую систему, причем ту, которая есть здесь, в Москве.
(!) Как оказалось, это «понимание» на самом деле обернулось очередным заблуждением – следствием недостатка моих знаний и в корне неверной установки решить проблему «одним махом». И именно недостаток знаний «направил» меня по очередному порочному кругу.
«Концепция изменилась!» – сказал я себе. В качестве новых приоритетов выбираю «относительную дешевизну» (то есть система должна стоить «намного дешевле», чем Maerklin) и «абсолютную доступность» (возможность без проблем и в любое время приобретать все необходимое в Москве). Следовательно – в «прицел» попадали PIKO и ROCO.
Андрей выслушал меня по телефону и согласился с тем, что это в моей ситуации, наверное, наиболее «безболезненный» подход. Еще мы с ним обсудили один немаловажный для меня момент. Мне хотелось, чтобы систему можно было расширять, постепенно докупая к ней отдельные устройства. И было известно, что PIKO предполагает такую возможность. Все элементы системы уже тогда продавались (и продаются сейчас) в Москве не только в стартовых наборах дороги, но и по отдельности.
Про ROCO Андрею было известно, что эта аппаратура в России официально продается только в составе стартовых наборов железной дороги. Отдельные стартовые комплекты аппаратуры и дополнительные устройства поставляются дистрибутору, но, по словам Андрея, условия сотрудничества ROCO с этим дистрибутором ненамного отличаются от ситуации с Bachmann. И точно предсказать заранее условия заказа и сроки поставок, как правило, затруднительно.
Андрей также рассказал на первый взгляд неправдоподобную, но от этого не менее интересную и даже анекдотичную историю. Если, – сказал он, – обратиться в любой магазин, торгующий ROCO, и заявить, что стартовый набор покупать не хочешь (мол, не нужен), а хочешь купить отдельно комплект цифрового управления, то продавцы станут отговаривать от этого. Они будут убеждать, что «…фирма ROCO специально установила очень низкие цены на свои цифровые стартовые наборы». И сделано такое «благодеяние» якобы с целью «всяческого содействия» распространению «цифры». В частности, в таких странах, как наша…
Поэтому, по словам продавцов, покупка набора дороги с цифровым стартовым комплектом (это касалось наборов ROCO Digital is Cool и продолжает касаться нынешних наборов с Multimaus) обходится дешевле (причем, в абсолютных цифрах!), нежели приобретение комплекта аппаратуры так сказать «в чистом виде», без набора. Это, конечно, сказка, если задаться целью и тщательно разобраться в соотношении цен на продукцию ROCO в различных странах. Никаких ценовых «поблажек» ни для России, ни для каких-то других «развивающихся» рынков у ROCO на самом деле нет, да и не было никогда.
Каюсь, я поначалу даже не поверил Андрею, несмотря на сложившиеся между нами отношения, и для проверки нанес «разведывательные» звонки в два разных московских магазина. И даже для достоверности придумал себе легенду, что я «крутой» коллекционер, у меня много дорогих локомотивов, «гора» путей, я хочу попробовать все «оцифровать», поэтому стартовые наборы мне не нужны, а нужно только управление. Результат был один: «Ну, зачем вы будете переплачивать? За меньшие деньги вы получите и аппаратуру, и поезд с рельсами. Мы понимаем, что они вам не нужны, но за отдельный комплект аппаратуры вам придется заплатить больше, чем за весь набор…». И даже запрещенные приемы типа «зачем мне эти примитивные поезда из ваших наборов, когда у меня нет локомотивов дешевле 15 тысяч» не помогали. Смысл аргументов все равно сводился к тому, что аппаратуру ROCO надо покупать только в наборах (так дешевле, и хоть ты голову себе разбей!), а сами наборы в этом случае становятся как бы «бесплатным приложением», бонусом. И если оказывается, что уж они «ну совсем не нужны», можно их потом продать, подарить кому-нибудь, словом, делать с ними все что угодно, хоть выбросить…
Вопрос-ремарка: кому, интересно, нужен набор дороги без средств управления?... «Вот вам лопата, но без ручки…». С другой стороны, для кого-то такой подарок мог бы стать счастливой возможностью «условно бесплатно» приобщиться к моделизму, так как получателю оставалось бы потратиться только на управление (цифровое или аналоговое – на суть).
В итоге все обстоятельства складывались в пользу PIKO. И прежде всего потому, что, как сообщил мне Андрей еще во время эксперимента с GP50, в основе ее лежали технологии компании Uhlenbrock. Про оригинальную аппаратуру этой фирмы мне тогда еще было известно очень мало, но сама компания явно числилась одним из лидеров в производстве систем цифрового управления. В этом сомнений не возникало. Многочисленные упоминания о ней «в одном списке» с Lenz, Zimo, Digitrax и прочими грандами то и дело попадались мне в интернете.
…А что, если просто купить цифровой стартовый набор PIKO? Дешево. По цене это не Bachmann c E-Z Command, конечно, но ведь и не Maerklin! Цена вопроса – семь с половиной тысяч. Все в одной коробке. И поезд, и рельсы, и стартовый комплект цифрового управления Digi 1 с беспроводным пультом. Рельсов потом можно докупить. Они тоже дешевые. Если сравнивать цену с рельсами от Maerklin, то очень дешевые. Стрелки есть и прямые, и радиусные. Продаются целые наборы расширения макета. И дополнительный бустер Digi 2 можно купить. И дополнительные пульты, если понадобится. Определенно, в этом что-то есть.

Тот самый наборчик
Примерно так я раздумывал примерно с месяц, продолжая, кстати, пребывать в «плену» подсознательного убеждения, что «все это» я делаю, естественно, для ребенка, после чего купил стартовый набор со скоростным поездом ICE 3 из четырех вагонов, с овалом рельсов и с двумя радиусными стрелками. Так получилось, что купил я этот набор не у Андрея, а в «стороннем» интернет-магазине. Надо отдельно заметить, что Андрей проявил себя как истинный джентльмен и настоящий товарищ. Он честно посоветовал брать набор не у него, а обратиться именно туда, так как в этом магазине конечная цена набора была процентов на десять ниже. Ребята специализировались на PIKO и их оптовые скидки у дистрибутора были больше, чем у Андрея.
Правда, сам процесс обслуживания, то есть общения с представителями этого магазина при заказе и получении набора не шел ни в какое сравнение с тем, к чему я уже привык, общаясь с Андреем. Не подумайте дурного! Ни в коем случае не хочу «бросать камни» в этих людей. Они были вежливы. Они знали свой товар. Именно как товар. Они давали стандартную гарантию. Они быстро привезли мне набор. Приехавший курьер показал мне, как подключать командную станцию Digi 1 к рельсам и к штатному источнику питания, похожему на довольно большой настенный зарядник от старого сотового телефона…
Прошу обратить внимание: его мощность составляла 12 вольт-ампер, что при выходном напряжении в 14 вольт давало примерно 0,85A!!!???... Но я, естественно, в тот момент не считал себя, извините, дураком. У меня был план, в рамках которого я одновременно с набором купил у Андрея отдельное устройство Digi 2 (бустер) и два трансформатора Trafo T3 мощностью по 28 вольт-ампер, которые были рекомендованы производителем в качестве средств повышения энерговооруженности системы.
…Представитель магазина, привезший набор, был настолько любезен (или осторожен?...), что показал мне и основные приемы пользования беспроводным пультом DigiFern из комплекта. Оказалось кстати, что пульт может управлять не только локомотивами, но также электромагнитными приводами и выключателями аксессуаров.

Две радиусные стрелки из набора не были оборудованы приводами и декодерами (их предстояло в дальнейшем покупать отдельно), поэтому возможности пульта в области управления аксессуарами представитель магазина объяснил только теоретически, но вполне понятно.
Мы установили на полутораметровый участок рельсов состав ICE 3 (он занял больше метра в длину) включили на нем свет, посмотрели на белые (спереди) и красные (сзади) огоньки, покатали состав по тридцать сантиметров в одну и другую стороны. Ездит. При смене направления белые и красные огни меняются местами. Все в порядке. Я расплатился и человек уехал. После этого мне пришлось спрятать набор в коробку и заняться делами. А на следующий день я решил посмотреть, как будет работать Digi 1 c трансформатором T3.
Коробочка Digi 1 размерами примерно 6х6х4 см изготовлена из черного полупрозрачного пластика и снабжена одним разъемом под круглый трубчатый штекер кабеля от штатного источника питания. Кроме того, из коробочки выходит одна пара проводов с оголенными концами для подключения к зажимам специальной контактной колодки, которая вставляется в любой прямой рельс PIKO длиной 231 мм.
Для справки: у PIKO есть также прямые рельсы длиной 239 мм. В них колодку вставить нельзя. Для тех, кто интересуется, уточню (не поленился в свое время прочитать), что в основу размерной системы рельсов PIKO положен «эталонный» прямой участок пути длиной 470 мм, который делится на две неравные части с длинами 239 и 231 мм. А гибкие рельсы flex в системе PIKO по длине равны удвоенному «эталону», т.е. 940 мм.
На выходящих из коробочки проводах был «насмерть» приклеен ярко оранжевый бумажный флажок со «злобной» надписью «Achtung! …» и далее в том же духе, но непонятно. Я достал из коробки с комплектом Digi 2 специальный двухпроводной кабель, тоже с оранжевым флажком и надписью «Achtung!... и так далее», предназначенный для подключения этого устройства к трансформатору T3, и воткнул трубчатый штекер в единственное гнездо на боковой стороне Digi 1. Отмечу, что в стартовом наборе дороги такого кабеля не было. Штатный источник питания комплектовался собственным неразъемным кабелем с таким же штекером на конце.
После описанной операции у меня в руках оказался маленький пластиковый «кирпичик» с торчащими из него двумя абсолютно одинаковыми черными двойными проводками с оголенными кончиками. Один выходил прямо из корпуса, другой – из штекера. И с обоих свисали оранжевые «пугалки», которые почему-то очень меня раздражали. Я подключил один провод к рельсам, другой – к зажимным клеммам на трансформаторе и воткнул вилку от трансформатора в сеть.
«Бах!» – сказало устройство Digi 1, в коробочке сверкнуло, после чего я выронил ее из рук, и… все. Да, еще запахло той самой «паленой электроникой», о которой предупреждала энциклопедия. Хоть убейте, даже сейчас я не смогу и сам себе толково объяснить, как именно могло получиться, что я перепутал эти два совершенно одинаковых черных провода... Но я их перепутал. Тот провод, который надо было прицепить к рельсам, я прицепил к T3, а тот, что надо было прицепить к трансформатору – прицепил к рельсам. И Digi 1 тут же «дал дуба». Иначе и быть не могло.

В мыслях наступила пауза и меня накрыла «волна абсолютного безразличия», смешанного, тем не менее, со стыдом. Хорошо помню, как я внешне очень спокойно, как будто ничего не случилось, и при этом как-то машинально, словно делал это кто-то другой, а я только наблюдал со стороны, отцепил все провода и убрал все в коробки. После этого спрятал коробки и сел за свой рабочий стол, чтобы просто посидеть, прийти в себя. Потому, что такого я от себя не ожидал, ни при каких обстоятельствах. Это был настоящий шок. А в голову еще почему-то лезла старая шутка Игоря Угольникова: «…не удалось покурить сигару сегодня!...»
«Ремонт» – некая связная мысль, которую я зафиксировал, появилась уже через минут пять такого сидения. Достав гарантийный талон магазина, продавшего мне злополучный набор, я нашел телефон сервисного центра PIKO в Москве (который, кстати, совпадал с телефоном представительства, указанным на российском сайте PIKO) и набрал номер.
Снявшему трубку человеку я честно рассказал, что по глупости сжег Digi 1 и хотел бы узнать, можно ли сдать его в ремонт. Поскольку я понимаю, что сам виноват, то на гарантию не претендую. Человек очень удивился моему рассказу. «Как же это вы умудрились перепутать? – воскликнул он с совершенно искренним огорчением, потом на мгновение умолк, как видно, прикидывая последовательность моих действий, и продолжил, – А-а…, понимаю. Так надо же было сначала присоединить провод к трансформатору, а уже потом вставлять штекер в разъем на корпусе, тогда бы вы не ошиблись. Как неудачно получилось! Я вам искренне сочувствую. Да, конечно, вы можете сдать Digi 1 в ремонт, мы попробуем посмотреть, что можно сделать».
Услышав конец его высказывания, я напрягся. Что значит «попробуем»?! Человек объяснил, что на самом деле устройство Digi 1 конструктивно рассчитано не на ремонт, а на замену. Ремонтировать там, строго говоря, нечего. В моем случае пришлось бы менять всю плату электроники, что, во-первых, долго, так как запасных плат в Москве нет, их надо заказывать и поставка может затянуться на длительный срок. Во-вторых, стоимость такой замены едва ли не выше стоимости нового устройства. Поэтому, – сообщил представитель PIKO, – понимая, что я стал жертвой «несчастного случая», он готов сделать исключение (представительство не торгует в розницу) и отдельно продать мне по оптовой цене новый комплект Digi 1, состоящий из самой коробочки Digi 1, проводка со штекером для подключения к трансформатору, пульта DigiFern и клипсы для подключения к рельсам. Еще в комплект входили два локомотивных декодера. Розничная цена комплекта в 2006 году составляла шесть с половиной тысяч рублей (всего на тысячу дешевле купленного мною стартового набора дороги). Он же предлагал мне купить этот комплект на пятьсот рублей дешевле, хотя – надо отметить – не обязан был давать мне какие-то поблажки. Я поблагодарил, сказал, что подумаю и перезвоню.
Было совершенно очевидно, что про ремонт можно смело забыть, что мне предстоит покупка нового Digi 1 и, исключительно благодаря любезности человека из PIKO (хочу искренне поблагодарить его за небезразличное отношение к моей проблеме), я «попал» не на шесть с половиной, а только на шесть тысяч.
Излишне даже говорить, как велико было мое разочарование после разговора. Получалось, что уровень технической поддержки официально поставляемой в Россию системы PIKO, как минимум, в части устранения неисправностей на практике оказался таким же неполноценным, как и в случае Bachmann. Но «деваться» от PIKO мне было уже некуда. У меня же были трансформаторы, бустер Digi 2, пульт, рельсы и стрелки. Путь «наименьшего сопротивления», в том числе и с точки зрения «защиты» уже потраченных денег вел только в одну сторону – в сторону покупки еще одного Digi 1. Тем более, что мне так и не удалось даже попробовать систему в действии. Пока что «слабым звеном» во всей истории оказывался я сам, и эта мысль приводила меня в очень скверное расположение духа.
Помучившись всеми этими «страстями» недельку-другую, я принял, наконец, очевидное решение и купил еще один комплект Digi 1. «Платный урок», полученный ценой гибели первого устройства, пошел мне на пользу. Я очень четко усвоил, что во избежание фатальных ошибок подключения надо сначала присоединять оголенные кончики провода питания к клеммам трансформатора, а потом уже вставлять в Digi 1 штекер, находящийся на противоположном конце этого провода. После этого второй провод, выходящий из корпуса Digi 1, присоединяется к клипсе на рельсах. И, наконец, завершив коммутацию, можно вставлять вилку трансформатора в электрическую розетку.
Повторный опыт, проведенный на все том же столе в кабинете, прошел успешно. После того как вилка питания трансформатора была вставлена в розетку, внутри полупрозрачного корпуса Digi 1 замигал красный светодиодик. Это означало, что система находится в состоянии standby.

Пора, наверное, рассказать чуть подробнее о том, как устроена система цифрового управления PIKO.
Система, естественно, относится к стандарту DCC. Первым и основным ее элементом как раз и является командная станция Digi 1. Она, как написано в инструкции, «отвечает за управление поездами и всеми остальными устройствами модели железной дороги». При помощи Digi 1 можно одновременно управлять двумя-тремя локомотивами, так как мощности адаптера питания, идущего в комплекте, достаточно для питания не более чем трех локомотивов. Помните? «Настенный» блок питания на 0,85 ампера – речь именно о нем, хотя в отдельный стартовый комплект Digi 1 он не входит, а входит только в набор дороги с цифровым управлением Digi 1.
Командная станция подключается к рельсам для трансляции по ним команд локомотивам и аксессуарам и для питания макета электричеством. Кроме того, она оборудована приемником инфракрасного излучения. Сам процесс управления, то есть подача команд производится с помощью беспроводного инфракрасного пульта DigiFern (или DigiRemote в английском варианте). Особо подчеркивается, что пультом можно пользоваться только в помещениях. Максимальное расстояние между ним и приемником на Digi 1 не должно превышать десять метров.
Комбинация из Digi 1 и DigiFern может управлять локомотивами с адресами от 1 до 127 (то есть, поддерживает только «короткие» адреса), назначая локомотивам скорость в 28-шаговом режиме (128-шаговый режим не предусмотрен), направление движения, включая и выключая их дополнительные функции F1-F8 и свет в сторону движения F0. Кроме того, как я упоминал выше, система теоретически может управлять стрелками и сигналами общим числом до 256-и устройств.
«Для расширения возможностей» Digi 1, как указано в той же инструкции, на пульте предусмотрены четыре параллельных канала передачи данных, представленных кнопками A, B, C, D. За каждым из этих каналов можно закрепить какой-то один локомотив и вызывать его нажатием соответствующей кнопки. К каждому каналу можно также «прикрепить» четыре аксессуара со смежными адресами, например, стрелки с адресами 1 – 4 или 5 – 8 и т.п., и переключать их с помощью специально предусмотренных кнопок красного и зеленого цвета. Всего на пульте, как нетрудно догадаться, выведено четыре пары таких красных и зеленых кнопок. В случае необходимости можно в любой момент «привязать» к любому каналу любой из имеющихся локомотивов с адресами от 1 до 127 и любые аксессуары в диапазоне адресов от 1 до 256-и и в «пакетах» по четыре соседних адреса на канал.

Пульт PIKO DigiFern. Можно рассмотреть все кнопки
На эту тему в руководстве по эксплуатации даже приведена иллюстрация на примере. «Если канал А – сказано там – управляет локомотивом с адресом 15 и группой аксессуаров с адресами 1 – 4, по канал В, к примеру, может в это время управлять локомотивом с адресом 20 и группой аксессуаров с адресами 13 – 16. Таким образом, наличие четырех параллельных каналов позволяет моделисту проще переключаться между различными локомотивами и группами аксессуаров. Более того, система рассчитана на одновременную работу четырех таких пультов. Четыре человека могут, не мешая друг другу, управлять своими локомотивами на одном макете».
Ремарка: хоть это порадовало. Ведь у меня на тот момент уже было два пульта, и я рассчитывал, что мы с ребенком сможем управлять каждый своим локомотивом, не мешая друг другу.
Однако практически следом за этой радостной новостью следовала «гадость». Сообщалось, что цикличность трансляции пакетов команд (refreshing cycle) в системе PIKO Digi рассчитана на одновременное управление не более чем двенадцатью локомотивами. Это означало, что тринадцатый, к примеру, локомотив не сможет нормально двигаться по макету. Он не сможет своевременно получать повторяющиеся команды и будет из-за этого то и дело останавливаться. Та-а-ак, ясно, на самом деле максимум – это двенадцать.
Неприятность, связанная с числом двенадцать, относилось только к особенностям трансляции команд. И никоим образом не отражала возможностей системы в области обеспечения моделей питанием. Каждый локомотив PIKO уровня Hobby, как указано в технических характеристиках производителя, потребляет примерно 300-400 миллиампер тока. Это потребление может еще увеличиваться в зависимости от интенсивности работы функции компенсации нагрузки (load control), числа буксируемых вагонов и числа включенных функций F. Поэтому для одновременного управления более чем двумя-тремя локомотивами – так говорилось в руководстве – следует поменять штатный источник питания на трансформатор T3, а если этого окажется недостаточно, то надо воспользоваться дополнительным устройством Digi 2, которое подключается к Digi 1. Для питания Digi 2 предназначался еще один отдельный трансформатор T3.
То, что Digi 1 в теории может управлять локомотивами с адресами от 1 до 127, вообще превращалось в пустые слова. Просто потому, что коробка Digi 1 с питанием от штатного адаптера оказывалась неспособной обеспечить движение не то что ста двадцати семи, или двенадцати локомотивов, а даже трех. Чудес не бывает. И Bachmann E-Z c одним ампером тока – еще одно наглядное подтверждение этому.
При использовании Digi 1 c опционным трансформатором T3 мощностью в 28 вольт-ампер с выходным напряжением 16 вольт система могла бы выдать на рельсы предельный ток 28/16=1,75 ампера. Собственным потреблением тока Digi 1 в данном случае смело можно было пренебречь в силу его малости. К тому же, я позволил себе не поверить PIKO насчет удивительной экономичности ее локомотивов (300-400 миллиампер) притом, что двигатели в моделях уровня HOBBY далеко не «высокоэффективные». Уж не знаю, сколько у них полюсов на якорях, я их не разбирал, а в инструкциях ничего об этом не сказано. Поэтому я рискнул предположить, что более реальное потребление тока каждым локомотивом составляет, как минимум, 500 мА. 1,75 ампера при таких «пессимистических», но гораздо более правдоподобных расчетах стало хватать для трех локомотивов, как максимум.
Подключение Digi 2 с еще одним трансформатором T3, как несложно догадаться, могло дать прирост тока для макета «в целом» еще на 1,75 ампера. Всего получалось уже три с половиной ампера, то есть «вполне прилично». И количество коробочек Digi 2 можно было бы, если понадобится, увеличить до десяти. Таким образом, доведя общее число точек питания до одиннадцати (Digi 1 и десять штук Digi 2), и получая от каждого устройства по 1,75 ампера, можно было бы, как легко сосчитать, добиться подачи к разделенному на изолированные участки макету «чудовищного» суммарного тока в 19,25 ампера!
Кстати, при подсчетах я обратил внимание на одну странность, разумного объяснения которой мне так и не удалось разыскать. В спецификациях на Digi 1 и Digi 2 конкретно указано, что максимальный входной ток от трансформатора для каждого из устройств не должен превышать 45 вольт-ампер. Если, пользуясь все той же хрестоматийной формулой, разделить 45VA на 16V, на выходе будет, прошу прощения, уже не 1,75A, как при 28VA, а 2,8A! Есть разница?! И логично было бы предположить, что компания PIKO будет стремиться получить максимальный эффект от своих устройств и предложит к ним трансформаторы, наиболее полно раскрывающие их энергетический потенциал. Так вот, друзья, нет и еще раз – нет!
Предлагаются только две модели трансформаторов – T3 и Т4. Модель T3 имеет мощность 28VA, а T4 – целых 72VA. И в описаниях к коробочкам Digi 1 и 2, и в инструкции к трансформатору T4 есть строгое предупреждение о том, что его «ни в коем случае нельзя» использовать для питания этих двух коробочек. Он слишком мощный. Возникает вопрос: а о чем, собственно говоря, думали господа из PIKO, создавая свою, как модно сейчас говорить, «продуктовую линейку»?!!! Ответа на этот вопрос нет. Я искал и не нашел. Но я категорически отказываюсь верить в то, что немцы из PIKO не могли добиться от своего ОЕМ-поставщика обеспечения трансформаторами с более подходящими характеристиками. Что это, халатность?.... Не по-немецки как-то получается!
Итак, по указанным причинам я мог «выжать» из имеющейся у меня аппаратуры PIKO от 1,75 (только Digi 1 с T3) до 3,5 (Digi 1 и Digi 2 с двумя T3) ампер тока. Три с половиной ампера мне было на тот момент ни к чему, просто я заботился о перспективах. А для дальнейших экспериментов с новой системой на куске рельсов, разложенном на рабочем столе, вполне хватало возможностей Digi 1 с одним T3.
И я приступил, наконец, к этим экспериментам. Первой подопытной «морской свинкой» стал PIKO ICE 3.

Эксперимент с ICE 3 получился непродолжительным, и вот почему. Полный состав был слишком длинным для моего стола. Он занимал почти весь кусок рельсов, который помещался на столе, и ездить там было уже практически негде – свободными оставались сантиметров тридцать пути. Сначала я решил поставить на рельсы только моторный вагон и поуправлять его движением с помощью нового пульта PIKO DigiFern. И мне сразу же пришлось столкнуться с трудностями. Весьма необычного свойства.
Еще со времени визита представителя магазина, продавшего мне набор, я запомнил, что двигатель и декодер расположены в одном из средних вагонов, в том, который снабжен надписью “BordBistro” на бортах. И он действительно оказался существенно тяжелее остальных по весу. Но, когда я поставил его на рельсы, нажатием кнопки на пульте включил систему, вызвал адрес по умолчанию «3» и дал команду двигаться вперед (то есть повторил действия представителя магазина при демонстрации в момент покупки), вагон никуда не поехал. Попутно замечу, что на самом деле мне пришлось нажать на кнопку включения раза три-четыре, с каждым разом все больше приближая пульт к коробочке Digi 1, прежде чем инфракрасный сигнал дошел по назначению. Наконец, мигающий красный светодиод внутри коробочки сменил свое мигание на постоянное свечение, сигнализирующее о подаче тока на рельсы.
Так вот, как я уже успел сказать, получив команду движения вперед, вагон не двинулся с места. Я понажимал на кнопку увеличения скорости несколько раз. Никакого эффекта. Красная лампочка на пульте всякий раз мигала, указывая, что команда пошла, светодиод в Digi 1 отзывался и начинал в ответ часто мигать, свидетельствуя о приеме посланной команды. Но вагон не ехал. Не ехал, и все.
Уже предчувствуя недоброе, я выключил ток (для верности пульт я приставил к Digi 1 вплотную), поспешно сцепил все четыре вагона между собой и поставил на рельсы весь состав. Затем я произвел «контрольный выстрел в упор» командой из пульта в коробку Digi 1 (диод внутри коробки снова загорелся ровным огнем), понажимал на кнопку увеличения скорости и … едва успел поймать поезд, который вдруг рванул по рельсам вперед со стола прямо на пол.
Кажется, сам процесс ловли со стороны был похож на действия неумелого жонглера, но все закончилось без потерь. Пульт мне пришлось бросить, даже не заметив, когда и как именно я это сделал, и он громко стукнулся о крышку стола, но это было неважно. Главное, что мне все же удалось проявить «чудеса ловкости» и поймать летящий со стола состав, так что ни один вагон на пол не упал. Единственной мыслью было: «Главное, что не разбил!»
А знаете, это огромное облегчение – буквально чудом в последний момент поймать! Думаю, что не знаете. И не стоит.
Уняв всплеск адреналина по поводу опыта, нечаянно ставшего экстремальным, и избавившись от нахлынувших было подозрений насчет возможного выхода моторного вагона из строя, я расцепил состав и снова попытался запустить по рельсам только этот моторный вагон. Бесполезно. Вагон не подавал никаких «признаков жизни». Тогда я стал последовательно сцеплять и расцеплять вагоны в различных сочетаниях, чтобы выяснить, когда ICE 3 будет ездить, а когда не будет.
В результате я убедился, что картина поведения ICE 3 выглядит как-то слишком несерьезно. Состав соглашался ездить только «в полном составе» (извините за тавтологию), то есть когда все четыре вагона были сцеплены вместе. И свет в этом случае работал, как положено. Но стоило только отцепить один вагон (причем любой, например, безмоторный вагон из середины, не говоря уже о головном или хвостовом) – наступал полный «паралич». А в один прекрасный момент, примерно через полчаса после начала моих изысканий ICE 3 вдруг «пошел в полный отказ». Он просто перестал ездить даже тогда, когда я сцеплял полностью весь состав. Умер. Совсем…. Пульт и Digi 1 при этом в ответ на мои нажатия кнопки увеличения скорости продолжали перемигиваться красными огоньками.
Но, что удивительно, я совершенно не расстроился. Потому, наверное, что этот поезд (я имею в виду модель) мне не особенно понравился с того момента, когда я в первый раз взял его в руки. На картинке он выглядел вполне достойно. Но в руках – совсем другое ощущение, которое я смогу выразить примерно как «непропорционально легковесный».
Ладно,… потом как-нибудь я с ним разберусь, – таков был мой вердикт. В конце концов, я же затеял все это из-за аппаратуры. Аппаратура работает и хорошо. И ICE 3 был убран с глаз долой. Как потом оказалось, больше чем на год.
Ремарка: Спустя год, я все же взялся разбираться, почему ICE 3 перестал ездить, и вскрыл вагоны… !!!*?#*!... Такого я не видел больше никогда! Судите сами. Декодер установлен в одном из средних вагонов. А токосъем производится только из другого среднего вагона, причем только с одной его тележки… Вагоны соединяются между собой специальными сцепками-разъемами, через которые от вагона к вагону передается электричество. Завершающий штрих: головные вагоны работают «лампочками на колесиках» и замыкают цепь с двух сторон. Если отцепить хотя бы один из них – вся цепь размыкается. Кто, спрашивается, придумал этот бред и зачем? Вопрос риторический.
Да, а описанный выше полный отказ поезда произошел потому, что в какой-то момент на колодке одной из вагонных сцепок отвалился один проводок. Возможно, что от сотрясения в момент падения со стола. Качество пайки ниже всякой критики – просто отвратительное. Такое я видел разве что в китайских целлулоидных игрушках с развалов, рассчитанных «на пятнадцать минут жизни». И качество проводов совершенно «не немецкое». После падения проводок мог еще какое-то время продержаться «на честном слове» и в какой-то момент отвалился совсем. Вот так-то!
Дальнейшие эксперименты я проводил со «страшным-черным» GP50. Этот ездил безотказно. И я получил, наконец, возможность в полной мере познакомиться с системой PIKO Digital.
Почему-то с тех пор мне больше всего запомнился один рисунок, приведенный в инструкции. На нем схематически изображено некое возвышение или, скажем, «гора», на вершине которой находится коробочка (Digi 1). У подножья этой «горы» расположена еще одна такая коробочка. На одной высоте с каждой из коробочек схематично нарисованы два беспроводных пульта (DigiFern), обращенные к «горе» и излучающие «волны». Таким замысловатым способом до пользователя доносилась мысль о том, что для надежного считывания команд излучатель пульта и приемник на коробке Digi 1 обязательно должны находиться в одной горизонтальной плоскости.

Мне пришлось лично убедиться в актуальности этого «зашифрованного» послания. Подтверждаю: пульт и приемник во время работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны находиться в одной горизонтальной плоскости, иначе команды попросту не воспринимаются приемником. Отклонять плоскость излучения от горизонтали можно не более чем на пять-семь градусов. Поэтому работа с пультом очень напоминает популярную игрушку под названием электронный тир. Как и в тире, сначала надо прицелиться. Потом надо попасть… Нет, я не издеваюсь. Надо попасть невидимым инфракрасным лучом в некое место внутри командной станции, где расположен приемник. «Стрельба» ведется вслепую. А «меткость стрельбы» пульта прогрессивно убывает с увеличением расстояния. Иногда для попадания требуется до десятка «выстрелов».
И, хоть максимальная дистанция от пульта до приемника, заявленная PIKO, составляет десять метров, приходится признать, что на самом деле это величина абсолютно нереальная. Уже с трех-четырех метров «попасть» командой в приемник с первого раза представляется весьма проблематичным. А если еще принять во внимание, что, например, экстренное отключение питания кнопкой STOP также является «упражнением на меткость», то все мероприятие начинает «попахивать» экстримом в духе Вильгельма Телля.

Отвлекаясь на пару секунд, могу похвастаться, что когда-то, во время своей срочной службы в армии я неизменно поражал из АКМ пулеметные мишени на дистанции триста пятьдесят метров с первой очереди. Лежа, разумеется. Но это был АКМ калибра 7,62 мм – машина просто фантастическая. И стрелял я тогда не вслепую. Поверьте, я знаю, о чем говорю. И дотронуться кончиком указательного пальца до кончика носа, закрыв глаза, я тоже могу «легко и непринужденно». Но с передачей команд на станцию PIKO Digi 1 при помощи пульта с расстояния в два и даже в один метр у меня довольно регулярно возникали проблемы. Тогда я расположил Digi 1 на столе так, чтобы можно было подносить пульт к приемнику практически вплотную. На минимальном расстоянии все работало хорошо.
Стоит сказать еще, что при проведении дальнейших тестов, да и позже, в течение всего времени, пока я продолжал пользоваться системой PIKO, немалый дискомфорт мне доставляли еще три ее особенности.
Во-первых, ни на пульте, ни в командной станции не было предусмотрено никаких индикаторов, кроме двух красных светодиодиков. Это не давало никакой возможности наглядно видеть, каким именно адресом (то есть локомотивом с декодером, запрограммированным на этот адрес) система управляет в тот или иной момент, какие функции в нем задействованы, каковы текущая скорость и направление движения этого локомотива и т.п.
Второе неудобство заключалось в том, система PIKO Digital не позволяла считать из декодера текущую информацию.
А в-третьих, у системы не было выхода на программный участок пути. Если надо было программировать декодер локомотива, то в режиме программного участка начинал работать ее основной выход, то есть программирующие команды подавались на весь макет. Вы спросите, в чем же, собственно неудобства?
Однако, здесь я снова «обращусь к источнику», на сей раз к нескольким выдержкам из инструкции к системе PIKO Digital. Делаю это с единственной целью – дать читателям возможность самостоятельно оценить смысл текста и сделать для себя соответствующие выводы. Итак, «слово предоставляется»…

«…PIKO Digi 1 – Введение
Для облегчения знакомства пользователей с цифровыми технологиями компания PIKO в сотрудничестве с компанией Uhlenbrock, имеющей многолетний опыт создания систем цифрового управления моделями железных дорог, разработали предельно простую в использовании цифровую систему. Эта система, основанная на устройстве PIKO Digi 1, превращает в элементарный процесс создание цифрового железнодорожного макета для любого моделиста в начальный период его увлечения цифровым управлением.

Первым элементом, необходимым для этого, является PIKO Digi 1. Это командная станция начального уровня, предназначенная для управления цифровым железнодорожным макетом PIKO. Она управляет и локомотивами, и другими элементами макета. На первом этапе, в самой простой конфигурации системы с ее помощью могут быть запущены одновременно только два-три локомотива, поскольку блок питания, поставляемый в комплекте с Digi 1, имеет мощность, достаточную для работы только этих двух-трех локомотивов.

Если вы захотите расширить макет и одновременно запускать по нему более двух локомотивов, к PIKO Digi 1 следует добавить устройство PIKO Digi 2. Вернемся к этому позже.

Если же требуется создать очень большой макет и запускать по нему более четырех-шести локомотивов одновременно, управлять многочисленными стрелками и задействовать постоянно включенные сигналы, то для этого потребуется более мощный источник питания, способный обеспечить значительный выходной ток. Для решения таких задач предназначено устройство PIKO Digi Power Box – мощная командная станция профессионального уровня.
Само собой разумеется, что в ближайшие несколько лет цифровая система PIKO будет развиваться на основе этих трех устройств. Это дает пользователям возможность последовательно развивать свои цифровые системы. Кроме того, предусмотрена возможность на любой стадии развития макета объединить систему PIKO Digi с аппаратурой производства компании Uhlenbrock.
Всего предусмотрено четыре стадии развития цифровой системы PIKO.
Стадия 1: устройство PIKO Digi 1, подающее питание на весь макет;
Стадия 2: устройство PIKO Digi 1, дополненное одним устройством PIKO Digi 2. Каждое из устройств подает питание на свой изолированный участок макета;
Стадия 3: устройство PIKO Digi 1, дополненное несколькими устройствами PIKO Digi 2 (например, двумя). Каждое из устройств, включая Digi 1, подает питание на свой изолированный участок макета. Всего совместно с PIKO Digi 1 может использоваться до десяти устройств PIKO Digi 2;
Стадия 4: переход от PIKO Digi 1 к PIKO Digi Power Box. Если требуется дальнейшее увеличение мощности системы по сравнению со стадией 3, то «в игру вступает» (цитата) PIKO Digi Power Box...
...Беспроводной пульт в системе PIKO Digi работает совершенно аналогично пульту от телевизора и, подобно последнему, должен находиться в прямой видимости приемника. Поэтому когда вы пользуетесь пультом, следует направлять его на Digi 1, но не на локомотив, которому вы собираетесь передать команду. Красный светодиодный индикатор внутри прозрачного корпуса Digi 1 в случае получения от пульта любого инфракрасного сигнала начнет мигать.
Если на макете случится короткое замыкание или если суммарное потребление тока превысит допустимый максимум и приведет к перегрузке источника питания, то автоматически сработает защита от перегрузки и система отключится. Момент срабатывания защиты легко распознать, так как при этом все локомотивы резко остановятся.
Если при отключении Digi 1 светодиод внутри корпуса устройства продолжает мигать, следует найти и устранить источник короткого замыкания, либо уменьшить число локомотивов на макете до допустимого числа. После этого можно снова включить станцию Digi 1 нажатием на кнопку STOP на пульте. Система должна начать работать в обычном режиме.
Если же при отключении Digi 1 внутренний светодиод не мигает и вообще не светится, это означает, что отключился источник питания. Устранять причины отключения следует так же, как и в предыдущем случае. Источник питания вновь включится автоматически через некоторое время. Поэтому не нужно вытаскивать его вилку питания из электрической розетки…»
Ремарка: Если за это «некоторое время» вы не успеете устранить причину замыкания или перегрузки трансформатора, то как только он включится, защита сработает снова! Или не сработает… Или сработает, но что-то сгорит, например, декодер в локомотиве… Мне самому проверять это не приходилось. К счастью. Но в таких случаях все же посоветую неопытным моделистам вытаскивать из розетки вилку питания трансформатора.
«…(Ахтунг!!!) Если вы подведете питание к Digi 1 от адаптера из стартового набора (12VA), а питание к Digi 2 подадите от трансформатора T3 (28VA), то когда поезд будет пересекать точки раздела изолированных участков, произойдет короткое замыкание. Но короткого замыкания не произойдет, если места присоединения проводов от Digi 1 и Digi 2 к рельсам удалены друг от друга на расстояние более одного метра. Если же Digi 1 питается от трансформатора T3, а Digi 2 – от адаптера из стартового набора, или же если оба устройства Digi (1 и 2) питаются от трансформаторов T3, то при пересечении поездом точек раздела участков короткого замыкания не происходит и, следовательно, удалять на метр друг от друга места подключения питания к рельсам уже не нужно…»
«...На протяжении всего времени, пока на пульте нажата та или иная кнопка, пульт посылает инфракрасный сигнал. Это сопровождается свечением красного светодиода на панели пульта…»
Ремарка: Сразу вспоминается реплика Анатолия Папанова в образе Лелика из «Бриллиантовой руки»: «Следи за сигналом! Как только он уснет, она погасит свет!»…
«…Присвоение локомотиву адреса
Для управления локомотивом необходимо сначала вызвать его по его адресу. Чтобы вызвать локомотив, выберите один из четырех каналов (А, B, C, D), затем нажмите на кнопку с изображением локомотива (так ее и назову: [паровозик]). После этого введите адрес, пользуясь кнопками 0 – 9 числовой клавиатуры. Завершить процедуру ввода адреса можно нажатием любой другой кнопки на пульте, кроме кнопок выбора каналов. Например, вызов адреса может подтверждаться кнопками включения света, изменения скорости или направления движения и другими.
Если же после ввода адреса еще раз нажать на кнопку с изображением локомотива, то процедура вызова адреса будет отменена. Эта процедура также отменяется автоматически, если при ее выполнении пауза между нажатиями на кнопки пульта превысит десять секунд.
Допустимые адреса локомотивов могут содержать от одного до трех символов и находиться в интервале от 1 до 127. Действительными являются три последние введенные цифры. Это означает, что вы можете последовательно ввести, например, восемь цифр, из которых пульт сохранит только последние три. Если же вы введете недопустимый адрес, то вызов такого адреса будет автоматически отменен. Система в этом случае продолжит управлять ранее вызванным локомотивом…
Типовые примеры ввода команд (нажатий на кнопки):
1. Ввести: [паровозик] [1] [f0]
На локомотиве с адресом «1» загорится свет в сторону движения.
2. Ввести: [паровозик] [6] [5] [4] [1] [2] [3] [+]
Локомотив с адресом «123» увеличит скорость.
3. Ввести: [паровозик] [1] [2] [паровозик] [f0]
Вызов локомотива с адресом «12» отменен нажатием на кнопку с изображением локомотива. Поэтому система продолжит управлять ранее вызванным локомотивом. На нем загорится свет…
…Выбор направления движения
Направление движения локомотива задается при помощи кнопок с изображением горизонтальных стрелок, направленных вправо и влево. Стрелка вправо означает движение «вперед», стрелка влево – движение «назад». Если любую из этих кнопок нажать в тот момент, когда локомотив движется в любом направлении, то он экстренно остановится и после этого начнет двигаться в направлении, соответствующем последней команде...
...Программирование локомотивных декодеров
Начальные установки для декодеров:
Канал А назначен для управления локомотивом с адресом «1». Канал В назначен для управления локомотивом с адресом «2». Эти начальные установки, однако же, могут быть изменены.
Нажав на специальную кнопку с изображением двойной левой стрелки, можно перепрограммировать локомотивные декодеры и присвоить им новые адреса.
(Ахтунг-Ахтунг!!!) Во время перепрограммирования локомотивных декодеров на рельсах должен находиться только один локомотив. В противном случае все локомотивы, находящиеся на рельсах, во время этой процедуры окажутся запрограммированными на один и тот же адрес.
Для программирования нового адреса декодера локомотива сначала нужно дважды нажать на кнопку с изображением двойной левой стрелки. После этого следует ввести адрес, который вы хотите присвоить декодеру, пользуясь кнопками 0 – 9. Напоминаем, адрес должен состоять не более чем из трех знаков и должен находиться в интервале от 1 до 127.
После ввода адреса необходимо еще раз нажать на кнопку [двойная левая стрелка] (обозначу ее условно [DL]). Начнется автоматическая процедура программирования адреса.
Примеры:
1. Ввести: [DL] [DL] [1] [DL]
Каждый локомотив, находящийся на рельсах, будет запрограммирован на адрес «1».
2. Ввести: [DL] [DL [5] [6] [1] [2] [3] [DL]
Каждый локомотив на рельсах будет запрограммирован на адрес «123».
3. Ввести: [DL] [DL] [5] [6] [2] [3] [DL]
Программирование не начнется. Последние три введенных цифры составляют число 623, которое не находится в интервале 1 – 127 и не является допустимым адресом.
Каждый локомотив, программируемый с помощью PIKO Digi 1, получает адрес, введенный с пульта DigiFern, и для него автоматически устанавливается режим 28-шагового контроля скорости. Другие параметры декодеров программировать нельзя. Также нельзя считывать из декодеров записанные в них данные. Следовательно, невозможно проверить, какой именно адрес присвоен локомотиву, если вы, к примеру, забудете, на какой адрес его программировали. Но это не важно, потому что декодер можно просто перепрограммировать на новый адрес в любой момент, когда это понадобится…»
Как мне кажется, новичкам будет очень полезно перечитать весь вышеприведенный текст из инструкции целиком, вдумчиво, очень внимательно и не один раз, а также включить воображение и, читая, не забывать, что в процессе управления придется «целиться и попадать» командами из пульта в приемник.
Несмотря на все эти головоломные последовательности нажатий, отсутствие индикации, нечеткое прохождение команд и прочие несовершенства, оказалось, что системой можно пользоваться (в общем и целом, хоть и неудобно). Но я при этом совершенно не ощущал удовлетворения, ко мне не приходило чувства, что поиски завершены, и я, наконец, стал обладателем серьезной системы. До приобретения PIKO у меня была одна простейшая система, а после приобретения их просто стало две. Причем первая из них нравилась мне гораздо больше, чем вторая. Вот и все.
Да, в приведенных выше выдержках из инструкции ненавязчиво упоминалась некая «вершина» достижений PIKO – «командная станция профессионального уровня» под названием PIKO Digi Power Box. В той же инструкции приводились и ее основные характеристики и возможности. Позже выяснилось, что этот самый Power Box не что иное, как OEM-«клон» станции Uhlenbrock Intellibox.

Uhlenbrock Intellibox
Надо отметить, что оригинальное устройство Intellibox – довольно давняя разработка (техническая концепция 1999-2001 годов) и вещь во всех отношениях примечательная: как-никак, это первая в мире мультипротокольная командная станция, способная одновременно, на одном макете работать с декодерами несовместимых стандартов DCC и Maerklin-Motorola. Этого замечательного устройства в 2006 году в Россию официально не поставляли (сейчас, насколько мне известно, его можно приобрести в Москве за восемнадцать с чем-то тысяч рублей, но официальная ли это поставка, я не выяснял).
А PIKO Digi Power Box – упрощенный вариант. Из функционала убрано все, касающееся работы со стандартом Motorola, оставлен только стандарт DCC.

Клоны-близнецы – PIKO Power Box и Fleischman Twin Center
Между прочим, у Intellibox есть и еще один такой же упрощенный «клон». Это станция Fleischmann Twin Center. По внешнему виду все три станции абсолютно одинаковы. Но Intellibox – оригинальная мультипротокольная система, продаваемая производителем под собственной маркой, а PIKO и Fleischmann – упрощенные OEM-копии. И все бы ничего, но Twin Center, по крайней мере, до последнего времени продавался в России только в стартовых наборах стоимостью «почти как Maerklin», а Power Box можно купить в Москве отдельно, но цена его – те же восемнадцать с половиной тысяч рублей.

Само собой выходило, что поиски необходимо продолжать дальше. Верным признаком этого служили мои вновь и вновь повторяющиеся навязчивые раздумья, как бы мне все-таки «исхитриться» и заполучить пятиамперный бустер для Bachmann E-Z Command.
10.01.2008