Ниже в тексте дана сводная таблица, объединяющая основные характеристики стартовых комплектов начального уровня, а также комплектов высшей ценовой категории (класса High End) различных производителей, предлагающих свою продукцию в Северной Америке. Оговоримся, что все приведенные в статье характеристики аппаратуры актуальны на момент написания самой статьи.
Как работает DCC
На традиционном "аналоговом" макете с питанием постоянным током локомотивы управляются путем изменения напряжения, которое подает на рельсы источник питания. Ток поступает с рельсов непосредственно к двигателю локомотива. Если увеличить напряжение, локомотив поедет быстрее. Все локомотивы, находящиеся на рельсах, получающих питание от одного и того же источника постоянного тока, будут реагировать на изменение напряжения одновременно и одинаковым образом.
На макете, управляемом с помощью технологии DCC, ток с рельсов не попадает напрямую в двигатель локомотива. В отличие от "аналога", токосъемники "цифрового" локомотива соединены с "приемником", который принято называть декодером. Цифровой декодер стандарта DCC получает с рельсов питание и регулирует напряжение, подаваемое на двигатель локомотива. Помимо этого, он работает как выключатель других функций, например, звуковых эффектов. Кроме обеспечения двигателей локомотивов необходимым питанием, рельсы еще служат проводником цифровых сигналов, называемых "пакетами", которые направляются на рельсы, как только вы отдаете какую-либо команду с пульта управления. Любая такая команда снабжена адресацией и предназначена какому-то конкретному декодеру. Только этот декодер (с соответствующим адресом) будет на нее реагировать.
Таким образом, несмотря на то, что ваша цифровая система все время поддерживает на рельсах напряжение на уровне 14 вольт, вы сможете, к примеру, заставить ваш маневровый локомотив № 1 двигаться вперед со средней скоростью, в то время как ваш, опять же, к примеру, магистральный дизельный локомотив № 2, находящийся на тех же рельсах прямо позади № 1, останется стоять на месте. Важно отметить, что хотя некоторые из систем DCC и позволяют запускать на макете, управляемом "цифровым" способом, один "аналоговый" локомотив без декодера, делать этого не рекомендуется.
Стандарты DCC
Национальная ассоциация железнодорожного моделизма США (National Model Railroad Association, NMRA) разработала стандарты цифрового управления DCC, которым следует большинство разработчиков этих систем, в первую очередь регламентирующие коммутацию (включая разводку проводов и их маркировку) и алгоритмы функционирования декодеров. На практике это означает, что вы можете управлять локомотивом с декодером одного производителя, отвечающим требованиям стандарта DCC, при помощи DCC-аппаратуры другого производителя, также соответствующей стандарту.
Как правило, большинство компонентов систем управления DCC от различных производителей, таких как ручные пульты управления и командные станции несовместимы между собой. Поэтому при подборе конкретной аппаратуры необходимо убедиться в том, что линия DCC-продукции выбранного вами производителя включает в себя все необходимые компоненты для реализации ваших потребностей в управлении железной дорогой, как настоящих, так и будущих, насколько это возможно.

Вся аппаратура DCC состоит из одних и тех же основных элементов. Эти элементы могут быть разделены на отдельные , коммутируемые друг с другом блоки или, наоборот, объединены производителями в одном корпусе. Как видно на рисунке, основные элементы системы DCC - пульт управления, командная станция, один или несколько декодеров, бустер и, конечно, источник питания.
Пульт управления
Пульт управления (the cab) или так называемая "ручка" (в дословном переводе "throttle" - педаль "газа") представляет собой пользовательский интерфейс, с которого на макет отдаются команды. С его помощью вы управляете скоростью, звуковыми и световыми эффектами ваших поездов. "Ручка" может также управлять аксессуарами, такими как стрелки или сигналы.
В настоящее время производители предлагают пульты, оснащенные разнообразными органами управления, которые, к тому же, могут значительно различаться по исполнению и по возможностям. В качестве средств ввода команд используются кнопки, поворотные колесики, рычажки и ползунки, а также различные их сочетания. Некоторые пульты оборудованы экранами индикаторов для отображения какой-то информации, например, для индикации адреса декодера локомотива, который в данный момент находится под непосредственным управлением с пульта. Поскольку пульт является именно тем элементом системы DCC, который будет постоянно находиться у вас в руках в процессе управления макетом, чрезвычайно важно, чтобы вы отчетливо представляли себе назначение и принцип работы всех органов управления на том конкретном пульте, который вы для себя выберете. Не менее важно, чтобы вам было удобно и комфортно пользоваться этими органами управления.
Во многие стартовые комплекты аппаратуры DCC включен, как минимум, один пульт, встроенный в командную станцию. Большинство систем позволяют подключать к командной станции дополнительные пульты управления, которые подразделяются на два основных типа: проводные и беспроводные.
Проводные пульты, как следует из их названия, подключаются проводом к специальному разъему командной станции, который принято называть шиной подключения периферийных устройств управления. Беспроводные пульты снабжаются либо инфракрасными, либо радиоприемниками и позволяют пользователю свободно перемещаться вокруг макета, не утруждая себя мыслями о том, где именно на макете расположены дополнительные разъемы шины подключения периферии управления.
Какой-то один из пультов, "поставленный во главу иерархии" средств управления, считается "основным" или "главным" (master). Такой "главный" пульт позволяет пользователю не только управлять всеми локомотивами и аксессуарами, оборудованными декодерами, но также их программировать.
Некоторые производители предлагают в качестве дополнительных устройств для своих систем так называемые "пульты машиниста" (operator cab). Они предназначены только для управления локомотивами и если предусматривают какие-то возможности программирования, то весьма и весьма ограниченные. Из-за своей относительно низкой цены такие пульты могут рассматриваться как экономичное решение в случае, если вам необходимо, чтобы несколько человек могли одновременно управлять поездами. Большинство систем DCC имеет ограничения по максимальному числу дополнительных пультов управления, которые можно подключить к командной станции. Это может оказаться немаловажным критерием при выборе конкретной системы, если вы предполагаете устраивать сеансы коллективного управления макетом с большим числом участников.
Командная станция
Небольшой компьютер, именуемый командной станцией, является центральным и объединяющим элементом всей системы. Командная станция принимает сигналы (команды), поступающие с пульта (пультов) управления, и преобразует их в "пакеты" бинарного (двоичного) кода, который является стандартным и распознается любыми системами DCC вне зависимости от производителя. Каждому "пакету" кода станция присваивает "адрес назначения", соответствующий адресу того и только того декодера, которому "пакет" предназначен.
На случай, когда макет занимает значительную площадь, во многих системах предусмотрены дополнительные разъемы подключения проводных пультов или приемники сигнала от беспроводных. Эти вспомогательные компоненты подключаются к командной станции через шину периферии управления.
Как и другие продукты индустрии высоких технологий, командные станции регулярно модернизируются для дополнения новыми возможностями и функциями. Некоторые системы поддерживают обновление программного обеспечения, избавляя вас, таким образом, от необходимости покупать новые командные станции, чтобы ваша аппаратура могла обеспечивать постоянно расширяющиеся возможности. В одних случаях такое обновление производится путем самостоятельной установки пользователем новых микросхем, приобретаемых у производителя по льготным ценам, в других - если система оборудована интерфейсом для подключения к компьютеру - путем загрузки с сайта производителя и установки новых версий программного обеспечения. А некоторые производители требуют, чтобы пользователи присылали свои командные станции для модернизации в их сервисные центры.
Бустер
Бустер - устройство, принимающее "пакеты" кода от командной станции, и обеспечивающее электрическую мощность, достаточную для "донесения" этих "пакетов" через рельсы до всех адресатов на макете. Одновременно ток от бустера, содержащий в себе усиленный цифровой сигнал, используется для питания двигателей локомотивов, электромагнитных приводов аксессуаров и других потребителей электричества. Основной характеристикой бустера является его "мощность", то есть сила выходного тока в амперах, которую он может обеспечить при фиксированном выходном напряжении. Как правило, этот показатель находится в пределах от 1,5 до 10 ампер. Нужная вам сила тока зависит от того, какого масштаба ваша железная дорога, а также от того, сколько локомотивов вы планируете одновременно по ней запускать. Если окажется, что вам требуется сила тока больше, чем может обеспечить какой-то конкретный бустер, имейте в виду, что большинство систем допускает подключение нескольких отдельных бустеров.
Несмотря на то, что многие предлагаемые на рынке комплекты аппаратуры DCC объединяют в себе командную станцию и бустер в одном корпусе, в комплект не всегда включается источник питания, что ставит пользователя перед необходимостью нести дополнительные расходы. При этом каждая конкретная система DCC имеет свои собственные требования к источнику питания. Если вам придется подбирать отдельный источник питания к вашему новому комплекту аппаратуры DCC, настоятельно рекомендуется точно соблюдать все указания производителя аппаратуры, касающиеся требуемых характеристик такого источника питания.
Декодеры
Любой элемент на макете, которым вы намерены управлять с помощью системы DCC, должен быть оснащен декодером. Так называемые "подвижные" декодеры, предназначенные для установки в локомотивы, при изготовлении программируются на адрес "3", но вы можете самостоятельно присвоить каждому такому декодеру какой-то другой адрес, например, бортовой номер локомотива. Когда система DCC транслирует "пакет" с адресом конкретного декодера, этот декодер исполняет команды, закодированные в "пакете".
Декодеры могут быть "универсальными" или "общего назначения" (generic) либо могут быть специально разработаны для каких-то отдельных моделей. Простейший декодер может управлять только двигателем локомотива. Более совершенные декодеры способны также управлять световыми и звуковыми функциями.
Специальные декодеры, предназначенные для управления только функциями, используются при установке освещения в вагоны, а также для организации работы звуковых и иных дополнительных функций на тех моделях локомотивов, в которых уже имеются декодеры, управляющие двигателями.
Большинство моделей аппаратуры DCC позволит вам управлять электромагнитными приводами стрелок и другими аксессуарами с установленными "стационарными" декодерами. Многие модели таких "стационарных" декодеров рассчитаны на подключение нескольких аксессуаров и могут управлять ими параллельно.
В зависимости от типа и модели декодера, вы можете программировать либо все, либо некоторые его функции и характеристики, изменяя значения, записываемые в "конфигурационные переменные" (configuration variables, CV). Почти все системы DCC имеют специальный отдельный выход для подключения программного участка рельсов, позволяющий программировать декодеры, а также считывать из их CV записанные ранее значения. Программный участок должен быть полностью изолирован электрически ото всего остального макета, в противном случае может закончиться тем, что вы одинаково запрограммируете все находящиеся на макете локомотивы. Многие системы поддерживают режим программирования на главном пути (Ops mode, Programming on the Main). В этом режиме для программирования CV не требуется отдельного изолированного программного участка, но зато требуется знать адрес программируемого декодера. Кроме того, в режиме программировании на главном пути нельзя считывать из декодера записанную в нем информацию.
Настала пора получать удовольствие
Если представится возможность, попробуйте поуправлять с помощью выбранной вами системы DCC прежде, чем покупать ее. Многие специализированные магазины с готовностью организуют для вас такую демонстрацию. В магазине вам также могут оказать помощь в поисках местного клуба железнодорожного моделизма, где используется та система, которую вы собираетесь приобрести.
Вы можете посетить вебсайты производителей и загрузить оттуда инструкции по эксплуатации аппаратуры DCC. Можно также присоединиться к одной из онлайновых дискуссионных групп, посвященных тематике цифрового управления, например, такой как "Форум DCC и электроники" (The DCC and electronics forum) на сайте журнала www.ModelRailroader.com.
Помните, что система DCC - одно из основополагающих приобретений в этом хобби. Поэтому призываем вас не пожалеть времени на определение наиболее важных для вас возможностей и характеристик аппаратуры. А когда вы найдете именно то, что будет отвечать всем пожеланиям, это будет означать, что "пробил ваш час" приобщения к DCC.
Дополнительная информация к размышлению
При ознакомлении с комплектами аппаратуры, представленными далее в этой статье, весьма полезно получить для себя четкие ответы на несколько дополнительных вопросов:
1) Хочу ли я, чтобы у моих локомотивов было много звуковых и световых функций? Если вы положительно отвечаете себе на этот вопрос, убедитесь, что пульты управления выбранной вами системы оборудованы достаточным числом органов управления (кнопок F), чтобы вы могли задействовать все возможные функции.
2) Нужен ли мне интерфейс для подключения к компьютеру? На рынке предлагается специализированное компьютерное программное обеспечение для автоматизации работы сигналов, а также - при наличии в аксессуарах соответствующих "стационарных" декодеров и при использовании специальных датчиков занятости участков путей - для автоматического управления макетом при помощи системы централизованного управления движением. Для пользования таким программным обеспечением необходимо, чтобы ваша командная станция могла быть подключена к компьютеру.
3) Будут ли со временем меняться мои требования к системе? Если вы знаете, что когда-либо в будущем станете расширять ваш макет, либо если вы намерены в перспективе начать устраивать сессии коллективного управления, вам следует удостовериться в том, что вы выбрали легко расширяемую или, выражаясь специальным языком, "масштабируемую" систему. Убедитесь, что в системе предусмотрены дополнительные разъемы для подключения пультов управления, что производитель предлагает дополнительные пульты, "внешние" бустеры и другую периферию с характеристиками, отвечающими вашим требованиям, и что сама система в принципе рассчитана на
Комплект Dynamis компании Bachmann

В системе Bachmann Dynamis реализована двусторонняя беспроводная связь между пультом управления и командной станцией при помощи инфракрасного излучения. Инфракрасный сигнал принимается "в пределах прямой видимости", поэтому для устойчивой связи необходимо направлять излучатель беспроводного пульта управления в сторону инфракрасного приемника командной станции с эффективным сектором приема сигнала в 180 градусов.
Пульт управления системы Dynamis напоминает джойстик игровой видеоприставки. Он скомпонован "горизонтально" (ширина больше глубины) и оснащен функциональными кнопками, а также рукояткой управления скоростью локомотива. Большой жидкокристаллический экран служит для индикации различных характеристик локомотива, которым в данный момент управляет пульт, а также для вывода различных меню программирования. Этот стартовый комплект рассчитан на использование только одного пульта управления. Компания Bachmann отдельно предлагает дополнительный модуль Dynamis Pro Box, предназначенный для расширения возможностей системы, который позволяет одновременно использовать до четырех беспроводных пультов и несколько проводных. Дополнительные беспроводные инфракрасные приемники, пульты управления и отдельные бустеры также можно покупать отдельно.
Комплект EasyDCC BSS4 компании CVP Products

В основу системы EasyDCC положена командная станция в исполнении, предполагающем монтаж на макет. В нее интегрированы два пульта управления. Станция снабжена также функциональными кнопками и жидкокристаллическим индикатором.
Вы можете расширять возможности системы при помощи дополнительных бустеров, монтируемых на макет панелей с дополнительными портами шины периферии управления, дополнительных отдельных пультов управления, как проводных (модель XR1300), так и радио. Наряду с комплектом BSS (Basic Starter Set) производитель предлагает также два варианта "беспроводного" стартового комплекта WSS (Wireless Starter Set). В первом варианте такой комплект включает в себя, кроме командной станции, беспроводной радиопульт модели RF1300, а во втором (который на 60 долларов дороже) - более сложный "флагманский" радиопульт модели T9000E.
Комплект Zephyr компании Digitrax

Digitrax Zephyr DCS50 объединяет в одном корпусе командную станцию, бустер и стационарный пульт управления, позволяющий программировать локомотивы и управлять ими. Система может расширяться при помощи дополнительных средств управления, подключаемых к шине Loconet command bus (фирменное обозначение шины периферии управления).
Digitrax также отдельно продает широкий спектр дополнительных пультов управления, среди которых есть и упрощенные модели (пульты машиниста), и более сложные программирующие пульты категории "master". Все эти пульты могут быть и проводными, и беспроводными. В своих беспроводных пультах некоторых моделей Digitrax использует технологию односторонней связи в инфракрасном диапазоне, в других случаях используется технология двусторонней радиосвязи. В продаже есть и "беспроводной" стартовый комплект c радиопультом. Называется он Super Chief Loconet.
Система ECoS компании ESU

Система разработана германской компанией Electronic Solutions Ulm. ECoS создавали для работы в качестве многофункциональной рабочей станции - своеобразного "центрального поста" управления макетом. В станцию встроены два стационарных пульта управления и, кроме того, вы можете подключать к ней другие системы DCC.
Функциями можно управлять, нажимая на кнопки или прикасаясь к иконкам на большом жидкокристаллическом экране с контактным слоем. На этом экране, в числе прочего, отображается информация об управляемых локомотивах и аксессуарах, на него же можно вызвать меню программирования.
В станцию встроен бустер с максимальной "мощностью" 4 ампера. Cистему можно расширять за счет дополнительных бустеров, можно установливать в нее радио модули и подключать с их помощью беспроводные радиопульты управления. Один установленный в станцию радиомодуль способен одновременно обслуживать до четырех радиопультов.
Комплекты Set-90 и Set-100 компании Lenz

Стартовые комплекты аппаратуры DCC от Lenz формируются на основе командной станции LZV-100. С недавнего времени аппаратура Lenz поддерживает 29 функций F. Источники питания в комплекты Lenz не входят.
Один комплект от другого отличается моделью пульта управления, поставляемого с одной и той же командной станцией. В Set-90 входит пульт LH-90, в иерархии Lenz отнесенный к категории "пульт машиниста", хотя с его помощью можно программировать декодеры локомотивов. Включенный в состав комплекта Set-100 пульт управления LH-100 относится к категории "диспетчерский пульт", оснащен большим числом органов управления и предоставляет пользователю значительно более широкие возможности программирования.
Кроме перечисленных комплектов, компания предлагает и специальный стартовый комплект Set-LI (разработан совместно с компанией KAM Industries). В этот комплект входит станция LZV-100, интерфейс для ее подключения к порту USB компьютера и программное обеспечение, позволяющее превратить практически любой КПК (PDA или Personal Digital Assistant) в беспроводной "наладонный" пульт управления.
Комплект Prodigy Advance2 от Model Rectifier Corporation (MRC)

Система Prodigy Advance2 не так давно пришла на смену системе первого поколения Prodigy Advance. Эта новая система поддерживает 29 функций F.
Пульт управления Prodigy Advance2 позволяет управлять локомотивами и программировать их. Пульт снабжен экраном индикатора на жидких кристаллах, на котором отображаются адреса локомотивов и шаги управления скоростью. Этот индикатор, кроме того, отображает информацию при программировании CV. Дополнительные бустеры, пульты управления и порты шины периферии управления для этой системы можно приобрести отдельно.
Беспроводная версия пульта Prodigy Advance2 использует технологию двустороннего радиообмена. Такой пульт можно приобрести либо отдельно, либо в комплекте с командной станцией и источником питания.
Комплект Power Cab производства North Coast Engineering Corporation (NCE)

Внешне система Power Cab выглядит как типичный ручной пульт управления с индикатором и кнопками, но в этот небольшой корпус еще встроены и командная станция, и бустер. При помощи специальной панельки можно "параллельно" подключить к системе дополнительный пульт управления. Производитель недавно провел модернизацию системы, которая после этого стала поддерживать 29 функций F. В комплект входит и источник питания "мощностью" 2 ампера.
Дополнительно можно приобрести внешний бустер большей "мощности", который, к тому же, оснащен разъемами для подключения еще двух дополнительных пультов управления. NCE также предлагает различные модели проводных и беспроводных пультов управления и другие компоненты.
Комплект PIKO Digi 1 (разработка германской компании Uhlenbrock, продаваемая под торговой маркой PIKO)

PIKO-Uhlenbrock Digi 1 является системой начального уровня, которая продается в составе стартовых наборов железной дороги PIKO. Система построена на основе односторонней связи по инфракрасному каналу от беспроводного пульта управления к командной станции, заключенной в маленький пластиковый корпус.
Пульт может управлять восемью функциями F, а его возможности программирования сведены к минимуму и позволяют изменять только адреса локомотивов.
Комплект MX31ZL компании ZIMO

Система представляет собой командную станцию, бустер и ручной пульт управления, объединенные в одно устройство MX31ZL. Для передачи команд от этого интегрированного устройства на рельсы необходимо подключить его к специальной панели, поставляемой в комплекте. К MX31ZL, в свою очередь, можно подключить дополнительные проводные пульты управления MX31 или приемник для беспроводных радиопультов. Система MX31ZL оборудована USB-интерфейсом для взаимодействия с компьютером. В комплект входит также источник питания "мощностью" 5,5 ампер.
Устройство MX31ZL можно использовать в качестве проводного пульта управления с отдельной командной станцией Zimo MX-1. Для расширения системы производитель предлагает ассортимент дополнительных проводных пультов MX31 и беспроводных радиопультов MX31FU. В продаже имеются и дополнительные бустеры различной "мощности".
Сравнительные характеристики систем DCC | Bachmann E-Z Command | Bachmann Dynamis | CVP EasyDCC BSS | CVP EasyDCC WSS | Digitrax Zephyr | Digitrax Super Chief | ESU ECoS | Lenz Set-90 | Lenz Set-100 | MRC Prodigy Express | MRC Prodigy Advance2 | NCE Power Cab | NCE PH Pro R | PIKO DIGI 1 | Zimo MX31ZL | Zimo START KHS |
Максимальное число адресов локомотивов | 10 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 9999 | 128 | 10239 | 10239 |
Максимальный ток встроенного бустера | 1,0А | 2,3A | 5,0A | 5,0A | 2,5A | 5,0А | 4,0А | 5,0А | 5,0А | 1,6A | 3,5A | 2,0A | 5,0А | 1,8A | 5,5А | 16,0A |
Максимальное число подключаемых пультов управления | 2 | 4+ | 99 | 99 | 10 | 120 | 2+ | 31 | 31 | 99 | 99 | 4 | 60 | 4 | 6 | 30 |
Срок гарантии производителя | 1 год | 1 год | Ограниченная пожизненная гарантия | Ограниченная пожизненная гарантия | 1 год | 1 год | 2 года | 10 лет | 10 лет | 1 год | 1 год | 1 год | 1 год | 2 года | 1 год | 1 год |
Число поддерживаемых функций F | 10 | 21 | 13 | 13 | 10 | 14 | 20 | 29 | 29 | 16 | 29 | 29 | 29 | 8 | 13 | 13 |
Возможность для пользователя при управлении перемещаться вокруг макета | За отдельную плату | Да | За отдельную плату | Да | За отдельную плату | Да | За отдельную плату | Да | Да | Да | Да | За отдельную плату | Да | Да | Да | Да |
Наличие беспроводных пультов управления | Нет | Включен в комплект | За отдельную плату | Включен в комплект | За отдельную плату | Включен в комплект | За отдельную плату | За отдельную плату | За отдельную плату | За отдельную плату | За отдельную плату | За отдельную плату | Включен в комплект | Включен в комплект | За отдельную плату | За отдельную плату |
Источник питания в комплекте | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Нет |
Дополнительные бустеры | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Примерная цена комплекта в США | $120 | $300 | $279,99 | $579,99 | $199,99 | $639,99 | $699,99 | $299,95 | $399,95 | $189,98 | $359,98 | $189,95 | $699,95 | $299,99 | $590,40 | $1922,40 |
Оригинал статьи опубликован в 11 номере журнала Model Railroader за 2008 год
Перевод на русский язык Алексея Лаврентьева специально для www.railwaymodel.com