Texas & Pacific 2-10-4 № 645 выводит товарный состав с территории хозяйства Lancaster Yard на станции Fort Worth в 1945 году
Другие железные дороги также взяли новую формулу на заметку. В период с 1927 по 1930 годы дороги Burlington, Bessemer & Lake Erie, Central Vermont, Canadian Pacific и Chicago Great Western приобретали для себя паровозы Texas.
У 2-10-4 был более мощный котел, чем у 2-10-2. Четырехколесная задняя тележка стала надежной опорой для огромной топки, объема которой с избытком хватало для поддержания высокой эффективности сгорания топлива.
Зрелищный кадр: 2-10-4 № 703 дороги Central Vermont ведет на север грузовой поезд около Садбери в штате Вермонт в 1955 году
Однако за исключением Central Vermont, локомотивы которой оснащались 60-дюймовыми ведущими колесами, все остальные дороги заказывали свои 2-10-4 с ведущими колесами диаметром 63 дюйма. И, как следствие, они страдали той же «болезнью» сложности балансировки ходовой части, что и 2-10-2. Тип Texas, так же как тип Santa Fe, был предназначен для грузоперевозок с малыми скоростями.
В 1930 году в Lima решили эту проблему, выпустив для Chesapeake & Ohio сорок локомотивов 2-10-4 на 69-дюймовых ведущих колесах. Такие колеса были достаточно велики для размещения на них противовесов нужной массы, что позволило должным образом сбалансировать ходовую часть. Поэтому в отличие от других локомотивов с пятью ведущими осями, новые 2-10-4 не были ограничены в скорости. В C&O их стали использовать для скорых перевозок угольных поездов весом в 10 тысяч тонн по равнинам Огайо. Они с успехом заменили на этой работе медлительные 2-8-8-2.
Отмечается, что локомотивы C&O 2-10-4 проявили себя с самой лучшей стороны. Настолько, что во время второй мировой войны Pennsylvania Rail Road скопировала конструкцию и построила по образцу 125 собственных паровозов 2-10-4. Пенсильванские паровозы класса J-1 стали крупнейшими из когда-либо созданных представителей формулы.
Очередной ступенью эволюции стал 1938 год. За восемь лет до того, в 1930-м году дорога Santa Fe заказала единственный экземпляр паровоза 2-10-4 с 69-дюймовыми колесами. Рабочее давление в котле этого паровоза составляло 300 psi. Дальнейшим заказам помешала Великая депрессия. Но к концу десятилетия оживление в бизнесе позволило дороге заказать у Baldwin десять локомотивов новой конструкции. Эти локомотивы 2-10-4 дороги Santa Fe оснащались 74-дюймовыми ведущими колесами и стали самыми мощными двухцилиндровыми локомотивами за всю историю американского паровозостроения. Их котлы были рассчитаны на давление в 310 psi. Считается, что именно конструкция Santa Fe стала вершиной развития формулы 2-10-4.
В 1944 году Santa Fe приобрела у Baldwin еще 25 таких же паровозов, после чего их общая численность на дороге достигла 36 экземпляров. В период до конца войны они обслуживали территории к востоку от станции Belen в Нью-Мексико, с равным успехом перевозя как грузовые поезда, так и воинские эшелоны. Но и после войны 74-дюймовые колеса позволяли успешно использовать их для пассажирских перевозок по гористой территории штата Нью-Мексико.
Последнюю партию 2-10-4 в американском паровозостроении составили шесть паровозов, изготовленных Montreal Locomotive Works для Canadian Pacific в 1949 году. Они предназначались для пассажирских перевозок и стали последними новыми паровозами, построенными для работы на канадских железных дорогах.
Всего в Америке было построено 429 локомотивов типа Texas.
Появление дизелей означало для 2-10-4 скорый конец карьеры. Дизели были гораздо лучше приспособлены для выполнения тех работ, на которых традиционно использовались паровозы Texas. Большинство 2-10-4 пошли на списание уже к середине 1950-х.
Последние из локомотивов 2-10-4 дороги Santa Fe продолжали работать как вспомогательная тяга до 1957 года, в основном, в периоды сезонного оживления. Дорога Bessemer & Lake Erie продала несколько своих паровозов 2-10-4 в Duluth, Missabe & Iron Range. Новые хозяева продолжали их эксплуатацию до первой половины 1959 года. Эти 2-10-4 оказались последними действующими представителями формулы.
Перевод: Алексей Лаврентьев
02.06.2009