
Два пенсильванских 2-10-0 толкают тяжелый грузовой состав на подъем «подкова» (Horseshoe Curve) в горах Аллегени
Той железной дорогой, которая сделала серьезную ставку на Decapod и, таким образом, позволила формуле занять заметное место в американском паровозостроении, стала Pennsylvania Rail Road c ее парком из 598 локомотивов класса I-1 2-10-0. Главной ареной эксплуатации этих тяжелых локомотивов, получивших прозвище “hippos” («бегемоты»), их «родным домом» стали горы Аллегени на западе штата Пенсильвания. А основной задачей для пенсильванских 2-10-0 был подвоз угля и руды «медленной» скоростью на металлургические и энергетические предприятия штата.
Первую партию из 123-х экземпляров PRR самостоятельно изготовила в мастерских Juniata Shops в 1916 – 1917 годах. Вслед за этим, в течение 1922 – 1923 годов Baldwin Locomotive Works выпустила огромную вторую партию числом 475 экземпляров. Отметим, что некоторым из 2-10-0 удалось прослужить до окончания паровой эпохи PRR.
В конце 1920-х годов примеру PRR последовали такие железные дороги как Lehigh & New England и Western Maryland, заказавшие для себя тяжелые паровозы 2-10-0. «Десятиноги» WM класса I-2 от Baldwin оказались наиболее крупными и тяжелыми в мире. Их вес составлял 419280 фунтов, а тяговое усилие – 96300 фунтов.
2-10-0 оказались наилучшим образом приспособлены для перевозки самых тяжелых грузов именно за счет большого числа ведущих колес, которые обеспечивали огромное тяговое усилие на малых скоростях. В то же время конструкция страдала от ряда серьезных недостатков.
Во-первых, ей недоставало мощности котла. Слишком «мелкая» топка, расположенная над задними ведущими осями, не обладала достаточной нагревательной способностью для обеспечения нужной производительности при высокой интенсивности работы. Как результат, «десятиноги» начинали катастрофически терять мощность при увеличении скорости. Эффективность их ограничивалась только малыми скоростями.
Во-вторых, будучи очень массивными локомотивами с пятью ведущими осями, в движении они создавали огромные нагрузки на детали своих поршневых систем, требующие значительной прочности и, как следствие, утяжеления этих деталей. А слишком малые размеры ведущих колес 2-10-0 не позволяли закрепить на них противовесы достаточной массы. Поэтому балансировка движущихся частей поршневых систем представляла собой серьезную проблему, которая заставляла владельцев этих локомотивов ограничивать их рабочую скорость во избежание повреждения путей и деталей их поршневых систем.
В Европе, в отличие от США, паровозы формулы 2-10-0 пользовались очень большой популярностью, особенно в России и в Германии. Всего в эксплуатации находились более десяти тысяч экземпляров. Локомотивы европейской постройки были значительно легче своих американских аналогов. Но и работать им приходилось в несколько иных условиях. Например, средняя нагрузка на рельсовое полотно в Европе была меньше, чем в США, как и средняя длина европейских составов по сравнению с американскими. Только за период второй мировой войны в гитлеровской Германии было построено более семи тысяч локомотивов 2-10-0.
В первую мировую войну Россия получила из США 857 паровозов 2-10-0. Февральская революция в России отложила поставку из Америки еще двухсот этих локомотивов. В том же 1917 году американское правительство ввело военные ограничения на экспорт, из-за которых российский заказ был вовсе отменен. Все двести локомотивов переделали для эксплуатации в США, после чего железнодорожная администрация USRA разделила их на партии и направила на различные железные дороги. Впоследствии они приобрели прозвище “Russian Decapod”. Постепенно, с течением лет, все они «мигрировали» на местные линии, где относительно малый вес в сочетании с высоким сцеплением давал им максимум преимуществ.
Уже после первой мировой войны, отметив успешность эксплуатации «русских» 2-10-0, Baldwin Locomotive Works разработала конструкцию облегченного Decapod в двух вариантах – с весом в 250 и в 212 тысяч фунтов. Эти локомотивы уже не настолько страдали от недостатков, присущих их более тяжелым собратьям. Известно, что в целом ряде случаев такие «легкие» 2-10-0 продолжали работать на местных линиях до полного прекращения использования паровых локомотивов в Америке.
Перевод: Алексей Лаврентьев
25.05.2009