Модель локомотива EMD SD70MAC я приметил ещё в начале 2003г. В это время уже можно было заказать понравившиеся модели через Москву по умеренным ценам. Почему BN (Burlington Northern)? Эту компанию в свое время поглотила BNSF, и BN остался в истории, поэтому я и решил собрать эту частичку истории. Модель я приобрёл через Интернет магазин www.railwaymodel.com в мае 2006 года.
Первое впечатление от локомотива было потрясающе, точно уменьшенная копия оригинала. И это притом, что накладные мелкие детали не были установлены. Какое-то время он лежал в коробке без установленных деталей. Не было времени и помощника для их установки. А помощник очень и очень желателен, поскольку некоторые детали просто невозможно установить одному. Не буду полностью рассказывать наши мучения, но пару советов дам. Первое, что необходимо, это посмотреть внимательно схему и сравнить с моделью, чтобы оценить трудность и очередность установки деталей. К сожалению, мы эту ошибку допустили, и нам пришлось потом аккуратно снимать уже установленную деталь, чтобы поставить другую. Приготовьтесь использовать тонкие и качественные инструменты. При отделении деталей, особенно мелких, от основы, нужно прикрывать или придерживать их, поскольку они могут отлететь в любую сторону. Так мы и потеряли один поручень, но благо производитель позаботился об этом и мелкие детали были в запасе по 2 или 3 штучки.

Полностью собранная модель смотрится великолепно. В кабине виден интерьер, сиденья, пульт управления, ступеньки на нижний уровень. Отдельные стеклоочистители, как на лобовое стекло, так и на задние стекла. Очень много предупреждающих надписей довольно хорошего качества, учитывая масштаб. Горят прожектора в зависимости от движения локомотива и номерные знаки впереди. Правда прожектор сзади светит ярче, чем передние, но это не портит общего впечатления от освещения.
Трехосные тележки на локомотиве смотрятся неплохо, но монолитно, поскольку их имитирует накладная деталь. Но это при ближайшем рассмотрении. Колеса все ведущие и токосъем производится со всех колес.

Можно много описывать модель со всех сторон, но как говорят, лучше один раз увидеть, чем семь раз прочитать. Я считаю, что модель по отделке заслуживает 4+.
Локомотив поставляется без декодера, поэтому пришлось приобретать его отдельно. Декодер Lenz Digital Plus серии Silver (без звука) установился легко, поскольку он стандарта NMRA - национальной ассоциации железнодорожного моделизма США. Снял аналоговые перемычки, вставил 8 штырьковый разъем и всё. Места в корпусе хватит и на звук, но динамик придется подбирать, так как основной корпус узкий, всего 2 см. Цифровая командная станция у меня от ROCO с Lokmouse 2, на ней и проводилось тестирование. У меня в наличии были рельсы ROCO Line 2,1 мм 12-G1 12-R2 и 2 G1/2, из них я и создал круг по схеме G1+R2+G1+R2 (поочередно прямая-радиусная-прямая и т.д.)… Локомотив спокойно проходил такой "круг". Ходовые качества локомотива отменные, несмотря на то, что производитель указывает рекомендуемый радиус 18 дюймов (457 мм) R4 от ROCO. Рельсы без балласта лежали на ковре не закрепленные, и ни одного схода даже на максимальной скорости. Но при соединении двух секций R2 друг с другом даже на малой скорости происходил сход. Так что минимальный радиус для этого локомотива требуется не меньше R3.

Движение с декодером Lenz на 28 немного дерганое на малых скоростях, но с увеличением скорости плавность хода возрастает. На 128 ход изумительный, но огорчила одна вещь - при движении задним ходом, при резкой смене скорости локомотив как бы резко притормаживал, а потом шел плавно, в соответствии с положением регулятора. При движении вперед этого не было замечено. Максимальную скорость из-за ограниченных возможностей по имеющемуся путевому материалу, удалось развивать только на короткое время. Во время движения на максимуме слышен негромкий шум. Торможение плавное, степенное, как и полагается тяжелому дизелю (сама по себе модель тяжелая). Первое время я не рассчитывал, и чтобы не слететь с рельс, приходилось жать кнопку экстренного торможения Stop. Однако с помощью CV4 можно регулировать тормозной путь по своему вкусу. При значении 0 локомотив останавливался как вкопанный, а при значении 99 тормозной путь такай большой, что создается впечатление, что его нет.
Хотя ни одна пара колес не прорезинена, тяговой "дури" у SD70MAC хватает, по-другому просто и не скажешь. Экспериментируя, мы прицепили к локомотиву платформу, и положили на нее один томик "Война и Мир" советского образца, когда на бумаге еще не экономили (весов в доме нет, но томики тяжелые). Локомотив спокойно пошел на малой скорости без пробуксовки, притом намного плавней, чем не груженый. Разгон был плавный, хотя и чуть дольше, чем обычно. Видимо, сказывается установленный в тепловозе современный пяти-якорный двигатель и два массивных маховика. Второй эксперимент уже проходил на грани, поскольку мы положили второй том. Вначале была пробуксовка, но затем локомотив уверенно начал набирать скорость. Потом я попробовал крутить регулятор плавно и медленно, и сказка - локомотив начал медленно разгонятся без малейшего намека на пробуксовку. Из проведенного эксперимента могу сделать вывод, что проблем с движением в гору у данной модели не будет. Единственное, что нужно учитывать, это плавность изменения подъема/спуска, поскольку локомотив длинный (25,5 см), а ход тележек вверх/низ не большой. Не подвела и установленная на модели сцепка типа Kadee, с успехом выдержав испытание. Подводя итог, можно сказать, что локомотив в целом очень добротная и качественная модель с плавным ходом, с довольно хорошей скоростью, и мощной тягой.
Вот пара замеров, произведенных мной:
Минимальная скорость модели на CV2=0 (плавная) равна 11 мм/с. Можно меньше, но ход уже не плавный, а дерганый.
Максимальная скорость модели при CV5=99 равна 390 мм/с. В реальном масштабе около122 км/ч. если я правильно посчитал. Но это грубые подсчеты, поскольку замер производился на сравнительно короткой дистанции всего 920 мм. (4хG1) в пять заездов.

Во время испытаний я заметил еще одну особенность - не стоит при резком разгоне/торможении резко выворачивать регулятор на мышке, а лучше вращать регулятор плавно с самого начала, постепенно увеличивая угол поворота регулятора. Локомотив разгоняется/тормозит при этом намного эффективней, чем когда я резко увеличивал/уменьшал ход локомотива.
Можно было бы еще многое написать об этой модели, но лучше это всё увидеть и почувствовать самому. В целом, на мой взгляд, локомотив с установленным декодером заслуживает твердой пятерки.
28.04.2007
фото автора
По материалам www.railwaymodel.com