Для правильной установки путевого материала, вначале необходимо разметить на основании макета центральную линию всех рельс, которые будут установлены. Затем, строго по центру этой линии, необходимо закрепить балластную призму. И уже затем на балласт установить шпальную решётку с рельсами.
Балластная призма устанавливается под рельсы для того, чтобы имитировать слой щебня. Балластная призма обычно изготавливается из пробковой крошки или гибкого пенопласта, и легко изгибается, так что её можно использовать и под кривыми участками путей. Также, балластная призма, изготовленная из указанных материалов, позволяет снизить шум от движения подвижного состава по макету, особенно в случае, если основание изготовлено из фанеры или ДСП.
Если основа Вашего макета – пенопласт или иной подобный материал, то балластная призма и железнодорожное полотно к такому основанию могут быть прикреплены с помощью различных строительных клеев, например, «жидкого стекла» и т.п. Нанесите немного клея вдоль заранее размеченной центральной линии рельс, распределите клей с помощью шпателя, и установите балластную призму. Поместите на призму какой-либо груз (например, книги) и оставьте до следующего дня. На следующий день повторите ту же самую процедуру уже для установки рельс на балластную призму.
Если Вы используете балластную призму из пробковой крошки, состоящую из двух частей, то при установке обращайте внимание на то, что скошенные края призмы размещаются снаружи. Для такой призмы, для правильной установки, обязательно как можно более точное предварительное нанесение центральной линии путевого материала. Части призмы соответственно приклеиваются вначале с одной стороны центральной линии, затем с другой.
Если основа Вашего макета выполнена из древесины (в том числе ДСП), то вместо клея балластную призму можно закрепить с помощью маленьких гвоздей с плоской головкой. Их особенно удобно использовать для рельс с пластиковой балластной призмой, в которой производителем уже намечены отверстия для гвоздей, что даёт 100% гарантию того, что шпалы при креплении рельс не будут повреждены. Одни производители рельс заранее просверливают отверстия для гвоздей, другие – только намечают отверстие с внутренней стороны балластной призмы. Для таких рельс при необходимости отверстие нужно просверлить самостоятельно.
Пластиковую балластную призму можно закрепить к основанию из древесины и с помощью клея. Но здесь необходимо использовать чуть больше клея, чем в случае с призмами из другого материала, чтобы обязательно приклеить края балласта. Очень желательно дополнительно закрепить балласт хотя бы несколькими гвоздями.
Рельсы к такой балластной призме можно закрепить с помощью клея, но необходимо делать это аккуратно и осторожно, нанося очень тонкий слой клея на верхнюю часть балласта, во избежание выдавливания излишек клея при установке шпальной решётки, и, соответственно, порчи внешнего вида.
Помимо клея, рельсы также можно закрепить скобами или прибить гвоздиками, используя для этого маленькие отверстия на тыльной стороне шпал. Отверстия для гвоздей, как правило, уже намечены производителем рельс и расположены по осевой линии. Возможно, потребуется просверлить эти отверстия в нужных местах тонким сверлом. Отверстия для скоб производители размещают ближе к рельсам с обеих сторон. Используйте длинные пассатижи, а не молоток, чтобы вставить скобы.
Правильная и ровная уклада рельс в дальнейшем скажется на плавности движения Вашего подвижного состава, поэтому не пожалейте времени и сил, чтобы сделать укладку полотна как можно более качественно.